«Детский писатель должен быть счастлив» – этой заповеди Корней Чуковский следовал всю жизнь. До старости он сохранял умение радоваться любой работе и щедро делиться этой радостью с окружающими.
Стихи Чуковского входят в нашу жизнь, когда мы только начинаем понимать смысл слов, и возвращаются, когда нам приходит время растить собственных детей. «Муха-Цокотуха» и «Бармалей» лежат в основании русской культуры, сплачивая ее носителей лучше, чем любые государственные или национальные идеи. Однако заслуга Чуковского не только в этом: его стихи, детские по форме и смыслу, причудливым образом отражают мир взрослых, и в этом волшебном зеркале мы можем различить те свои черты, о которых сами не знаем или давно забыли.
Отчисленный из гимназии, Чуковский еще подростком был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Однако это не сделало его несчастным: уже тогда он умел получать удовольствие от любой работы. Наказанием для него могло быть только безделье. Чуковского любили все: встречаясь в доме писателя в Куоккале, даже старые недруги забывали о своей вражде из уважения к хозяину. Как никто другой он умел превращать в праздники скучные будни: «Крокодила» придумал в поезде в утешение заболевшему сыну, а свой рукописный альманах «Чукоккала» сделал увлекательной игрой для нескольких поколений писателей и художников…
Понимание ценности каждого мгновения делало его бесстрашным: он был единственным советским писателем, который поздравил опального Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии и не побоялся поддержать Солженицына в годы преследований. Из того же источника – непосредственность и свежесть его взгляда на мир, которыми он так щедро делился и с современниками, и с нами – потомками.
Его даты
- 19 марта 1882: родился в Санкт-Петербурге. 1883: мать Чуковского с детьми переезжает в Одессу.
- 1898: исключение из гимназии.
- 1901: первая статья в «Одесских новостях».
- 1903: женитьба на Марии Гольдфельд.
- 1903–1904: в качестве корреспондента «Одесских новостей» живет в Лондоне.
- 1907: выход первой книги – «Поэт-анархист Уолт Уитмен».
- 1923: напечатаны «Мойдодыр» и «Тараканище».
- 1928: первое издание книги «Маленькие дети», впоследствии озаглавленной «От двух до пяти».
- 1956: выход в свет «Бибигона».
- 1962: присуждение Оксфордским университетом степени доктора литературы.
- 28 октября 1969: скончался в Кунцевской больнице в Москве.
Ключи к пониманию
Быть увлеченным
«Тяга к новаторству, к преодолению косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлеченно работает в какой бы то ни было области знаний. В этом-то и таится для нас праздничная радость работы, ее главное очарование, ее соблазнительность». Внося элемент творчества в любое повседневное дело, фантазируя и отыскивая новые пути в обход затоптанных маршрутов, мы можем не только преодолеть жизненную рутину, но и превратить любую работу в увлекательное приключение.
Прочувствовать и осмысливать все
Обилие впечатлений мешает нам полноценно воспринимать каждое из них в отдельности. «Каждый из нас, городских людей, переживает теперь в один день столько, сколько иному человеку прошлого столетия хватило бы на всю жизнь… Переживаний больше, но каждое из них как бы укоротилось». Именно поэтому любое впечатление, сколь бы мимолетным оно ни было, необходимо осмыслить и прочувствовать, хотя бы на несколько мгновений сконцентрировав на нем все свои интеллектуальные и эмоциональные силы, – только так мы сможем сохранить чувство подлинности и значимости того, что происходит с нами здесь и сейчас.
Учиться у детей
«Счастье – естественное состояние души, еще не знающей ни об угрозе неминуемой смерти, ни о мучительных тяготах и томлениях жизни». Общаясь с детьми, проникая в их потайной мир, искренне и глубоко сопереживая их радостям и горестям, чутко улавливая их потребности и желания, мы можем вернуть себе детскую радость бытия. И тогда «в периоды, когда надлежало бы хныкать и жаловаться, вдруг вскакиваешь с постели с таким безумным ощущением радости, словно ты пятилетний мальчишка, которому подарили свисток… Идешь по улице и, бессмысленно радуясь всему, что ты видишь, – вывескам, трамваям, воробьям, – готов расцеловаться с каждым встречным».
Уметь расставаться
Переживая боль утраты, мы либо концентрируемся на своем горе, которое кажется нам уникальным и неисцелимым, либо гоним прочь печальные мысли, стараясь побыстрее забыть о постигшей нас потере. Однако, по мнению Чуковского, ни тот, ни другой путь не ведет нас к желанной цели. «Я изучил «науку расставанья» и понял, что главное в этой науке – не уклонение от горя, не дезертирство, не бегство от милых ушедших, а также не замыкание в горе, которому невозможно помочь, но расширение сердца, любовь – жалость – сострадание к живым».