На зимний период в России, по разным подсчетам, приходится от трех до семи праздников. Зачем столько? И как это на нас влияет? Выясняем вместе с экспертами.
Мы отмечаем два новых года — сначала новый, 31 декабря, потом старый, 13 января. Это повелось еще с советских времен. После перестройки к официальным праздникам прибавилось православное Рождество 7 января, а некоторые отмечают и католическое — 25 декабря. Есть те, кто не пропускает и Хануку, она обычно приходится на декабрь, и китайский новый год (в Поднебесной его называют Праздником весны), который приурочен к зимнему новолунию и часто выпадает на даты, близкие к Дню влюбленных и защитника Отечества.
Как такое количество праздников влияет на нас?
«Известно, что трудную задачу будет легче решить, если разделить ее на последовательные этапы. В нашем климате долгая зима сродни такой задаче, — считает семейный психолог Елена Улитова, — а праздники делят ее на короткие отрезки, делают менее монотонной, помогают ее пережить».
Гештальт-терапевт Марина Баскакова напоминает, что у праздника есть сакральный смысл: «В традиционных обществах праздники объединяли всех участников и имели цель — повлиять на природные и высшие силы, чтобы увеличить благополучие каждого общества».
Для многих семей зимние каникулы — это в первую очередь возможность провести вместе достаточно длительное время
Отголоски этих смыслов слышны и сейчас, хотя бы в чувстве смутной неудовлетворенности, ожидания большего (чуда, волшебных перемен), чем то, что мы получаем (застолье, выходные).
Между тем Новый год — единственный официальный праздник, который лишен идеологической нагрузки. И тут у нас появляется шанс в самом деле забыть о разногласиях — как в общенациональном, так и в семейном масштабе.
Будем держаться вместе
«Для многих семей зимние каникулы — это в первую очередь возможность провести вместе достаточно длительное время, а не просто собраться за праздничным столом», — замечает системный семейный терапевт Лариса Кононенко.
С этим согласен 37-летний Аркадий: «Мы с женой каждый Новый год заново знакомимся друг с другом, — шутит он. — Поженились 6 лет назад, оба много работаем и видимся не так часто, как хотелось бы. На Новый год обстановка вокруг сказочная, романтичная, это очень помогает: мы словно опять переживаем медовый месяц».
А для 43-летней Анны и двух ее сыновей 8 и 13 лет каникулы — шанс пообщаться «на свободную тему»: «Обычно мы говорим о школьных проблемах, об уроках и познавательных мероприятиях, — рассказывает она. — А в зимние каникулы просто проводим время вместе, катаемся на лыжах и на санках, это совсем другое дело, я от них ничего не требую, нам всем просто хорошо!»
Большинство семей собирается за праздничным столом. Трудно представить себе мужа и жену, которые расходились бы на Новый год по разным компаниям. Правда, иногда возникают трения, если речь заходит о необходимости ехать к старшим родственникам.
Порой именно в праздник мы с удивлением обнаруживаем, что близкие люди хотят объединяться… но не с нами, а с кем-то другим
«Но если кому-то из супругов требуется провести Новый год с родителями, второй может присоединиться к нему, — считает Лариса Кононенко, — ведь способность находить общие решения — один из показателей зрелых отношений».
А вот подросткам и молодым людям старшие члены семьи нередко позволяют уйти из дома и праздновать с друзьями.
«У каждого возраста специфические потребности, — напоминает Елена Улитова. — Для молодых людей важно найти место в обществе ровесников, и в праздник им хочется быть «со своими». Мудро поступают те родители, кто относится к этому спокойно, без упреков».
Что ж, порой именно в праздник мы с удивлением обнаруживаем, что близкие люди хотят объединяться… но не с нами, а с кем-то другим.
Мы такие разные
«Моя лучшая подруга недавно воцерковилась, и теперь я не могу пригласить ее на Новый год, как раньше, потому что на это время у нее приходится пост: она не отказывается сидеть с нами, но другие чувствуют себя рядом с ней неловко», — огорчается 29-летняя Ирина.
«Да, это парадокс, — замечает Марина Баскакова, — праздники, призванные объединять, на деле иногда разъединяют: выясняется, что у нас разные ценности — и отмечаем мы по-разному».
Конечно, эти расхождения не возникают внезапно, праздники лишь делают их очевидными.
«Новый год — советское изобретение, — убеждена 36-летняя Диана, подруга Ирины, — я не хочу его праздновать, он не больше чем детское воспоминание. А Рождество для меня наполнено глубокими личными переживаниями. Пост — часть подготовки к этому важному событию, и держать его мне в радость».
Кто-то тщательно отбирает поводы для торжества, кто-то празднует все подряд
Размежевание такого рода нельзя назвать особенностью зимних праздников. 4 ноября, День народного единства? — «Для меня конец Смутного времени неактуален», — категоричен 23-летний Денис. 14 февраля, Валентинов день? — «Выдумка для повышения продаж», — сердится 34-летняя Татьяна.
«В нашем обществе сейчас нет системы ценностей, которая была бы единой для всех», — замечает Марина Баскакова. Кто-то тщательно отбирает поводы для торжества, кто-то празднует все подряд.
«Такой плюралистический подход можно назвать языческим: мы не знаем, какому богу кланяться, поклонимся и этому на всякий случай, — продолжает Марина Баскакова. — С одной стороны, это похоже на сомнение, неустойчивость, с другой — на принятие разных точек зрения, на толерантность».
Отдыхать — не работать
«Праздник» и «праздность» — однокоренные слова в русском языке.
«Праздник — это идеальное, утопическое пространство, где мы прикасаемся к нарядной стороне бытия в противоположность будничной, — размышляет Марина Баскакова. — Это своего рода рай — но не в пространстве, а во времени — место, где никто не трудится, все занимаются чем хотят».
Праздники «от противного» показывают, насколько нам нравится обычная повседневная жизнь, насколько наше «хочу» отстоит от «надо». Для некоторых это — совпадающие понятия.
«Я праздную только 31 декабря, а утром 1 января возвращаюсь к работе, — признается 28-летний гончар Олег. — На этот день ко мне в мастерскую уже записаны экскурсанты: они приходят, чтобы посмотреть на мои изделия и научиться работать на гончарном круге. У меня нет необходимости отдыхать от работы: я ее люблю!»
Долгий отдых — своего рода лакмусовая бумажка: если трудно возвращаться к будням, значит, нас многое в них не устраивает
«Есть странная поговорка про «понедельник — день тяжелый», — продолжает Марина Баскакова. — А стоило бы задуматься: почему? Если после выходных мы, отдохнув, возвращаемся к интересному занятию, то понедельник должен быть, наоборот, приятным днем».
И здесь было бы полезно не просто искать способы почаще «попадать в праздник», а прислушаться к своим ощущениям и подумать над ними: что именно не устраивает в повседневности, что мы хотели бы исправить и с чего можно начать.
«В ежедневных заботах нам часто не хватает времени, чтобы подумать о себе, — добавляет семейный психолог Елена Улитова. — А длинные праздники как раз можно употребить таким образом: успеть и отпраздновать, вволю повеселившись, и поразмыслить над жизнью».
Вы меня вынуждаете
«Я не люблю новогодние праздники, — говорит 25-летняя Евдокия, дизайнер. — Это как вынужденный отпуск, а мне не нравится, когда меня к чему-то вынуждают. К тому же все невероятно дорожает, за авиабилет в любую страну я в это время должна заплатить чуть ли не втрое больше».
Здесь действительно есть некоторый элемент вынужденности, соглашается Марина Баскакова: «Есть две категории праздников — государственные и личные. Длинных личных праздников практически не бывает — обычно это один день: свадьба, рождение. А у государства есть законодательные инструменты, чтобы регулировать свободное время граждан. Это объективная реальность, которая от нас не зависит. Но как мы будем на нее реагировать и как поступать в этих обстоятельствах — здесь выбор за нами».
Да, трудно представить себе ситуацию, когда граждане выдвинут требование сократить количество выходных… Но каждому хочется быть хозяином своего времени и распоряжаться им по собственному усмотрению.
«Я продолжаю работать дома, — признается Евдокия, — иногда даже нахожу новых заказчиков, интернет в этом очень помогает».
Происходит своего рода инфляция праздников: чем их больше, тем меньше значит каждый в отдельности
Возможно, желанием проявить свободную волю объясняется и то, что мы празднуем еще и старый Новый год?
«Вполне вероятно, что так оно и есть, — соглашается Лариса Кононенко, — но здесь можно отыскать и другие смыслы: таким образом мы еще и сохраняем историческую память о дореволюционной жизни, о «старом стиле». И заодно продлеваем себе праздник. То же самое с католическим Рождеством. Для многих жителей России это событие носит не религиозный, а культурный характер. Это канун новогодних праздников, предвкушение отдыха и воспоминание о сказках Андерсена, которые многим родители читали в детстве».
Мы живем в эпоху глобализма, и в магазинах продают рождественские венки — но вряд ли те, кто их покупает для украшения дома, вспоминают о том, что их ввел в обиход лютеранский богослов.
«В глубине души мы чувствуем, что праздники утрачивают сакральный смысл, — предполагает Марина Баскакова. — И, возможно, бессознательно стремимся восполнить эту утрату качества за счет увеличения количества».
Происходит своего рода инфляция праздников: чем их больше, тем меньше значит каждый в отдельности. Но, так или иначе, они предоставляют свободное время. Насколько оно станет для нас временем свободы, во многом зависит от нас.
Кому каникулы не помогут
Если вы выгораете на работе, возможно, у вас есть надежда за время каникул «подзарядить батарейки». К сожалению, не все так просто. Физическая или эмоциональная усталость после праздников проходит, но с выгоранием все иначе, как показало швейцарско-немецкое исследование.
«Выгорание определяют как длительную реакцию на хронические эмоциональные и межличностные стрессоры на работе, — рассказывает профессор психологии Цюрихского университета Вероника Брандштеттер, ведущий автор исследования. — А мы обнаружили еще один источник стресса: несоответствие мотивации».
Что это?
«Оно возникает, когда сотрудник испытывает сильную эмоциональную потребность общаться с другими (необходимость аффилиации) или влиять на других (потребность во власти), но не имеет возможности действовать в этом направлении; или наоборот, когда это приходится делать, но действия не соответствуют его глубинным потребностям».
Вместе с коллегами она оценила уровень выгорания в группе из 97 сотрудников, а затем сопоставила его с различием между стремлениями каждого и возможностью удовлетворить их на работе.
Выяснилось, что к выгоранию прежде всего ведет неудовлетворенность межличностными связями: работа с множеством контактов для того, кто их не любит, или работа в изоляции для тех, кто нуждается в общении.
Конечно, мы не всегда можем делать то, о чем мечтаем.
«Тем не менее, если мотивации и потребности хронически не совпадают, возникает проблема, — отмечает психолог. — Даже если вы в сложной ситуации (экономически или социально), необходимо пытаться улучшить ее с помощью хотя бы небольших изменений».
4 способа больше радоваться празднику
Нам хочется провести это время как можно лучше, но для некоторых оно становится испытанием: шопинг, домашние хлопоты, расходы, трудности с семейным общением… Одни переживают из-за одиночества, другие — из-за недостатка солнечного света. Но есть несколько научно обоснованных способов улучшить самочувствие. Вот 4 рекомендации, которые дает Эмма Сеппала — научный руководитель Центра исследований в области сострадания и альтруизма Стенфордского университета и главный редактор сайта Fulfillment Daily, посвященного счастью в повседневной жизни.
1. Отложите телефон
Проводите ли вы время с семьей и друзьями или валяетесь на диване с котом, смакуйте эти переживания, вместо того чтобы смотреть в смартфон или делать селфи. Задумываясь, как выразительней улыбнуться в камеру, вы забываете о том, что именно заставило улыбаться. Так что, придя в гости, оставьте телефон в прихожей, а еще лучше — дома.
2. Заботьтесь о других
Вместо того чтобы думать о том, как вы себя чувствуете, представьте, как можете улучшить настроение другим. Послушать старую тетушку, когда она рассказывает в очередной раз свою историю, помыть тарелки… Заботясь о других, мы не только становимся счастливей, но и укрепляем свое здоровье.
3. Цените то, что имеете
Праздники предполагают обмен подарками. Думая о том, чего нам хочется, мы попадаем в ловушку дефицитарного мышления: размышляем о том, чего у нас пока что нет. Напоминайте себе обо всем, что приносит вам счастье, и о вещах, которые у вас уже есть. Тогда появится ощущение полноты жизни.
4. Отключитесь от работы
Некоторые так привыкли «пахать», что не знают, как быть, если работы нет. Подумайте, что вам сейчас действительно хочется сделать, — неужели засесть перед монитором? Каникулы — возможность почувствовать себя собой и заняться тем, что дает энергию. Гулять на природе, обниматься с близкими (или ласкать животных), медитировать или читать, — все это уменьшает стресс и приносит ощущение счастья.
Читайте также
Как полюбить Новый год и другие семейные праздники
Вы давно не верите в новогодние чудеса, а перспектива встречи с родственниками за семейным столом нагоняет тоску? Специалист по гомеопатии и акупунктуре Крис Гилберт советует упражнение, которое поможет если не полюбить зимние праздники, то хотя бы начать относиться к ним терпимее.
«А Дед Мороз существует?» Что отвечать ребенку
Что ответить ребенку на вопрос о добром зимнем волшебнике? С одной стороны, до определенного возраста хочется поддерживать в детях веру в чудо. С другой, не хочется говорить неправду, чтобы в дальнейшем не сломать доверительных отношений. Как быть, советуют психологи.