Перед смертью святой обрел стигматы – раны, полученные Спасителем на кресте, – еще раз доказав свою близость к Христу. Казалось бы, чему может научить этот подвиг самоотречения наших современников, утративших веру? Оказывается, очень многому. Вместе с верой многие сегодня утратили и радость бытия, и как тут не вспомнить о святом бедняке, который к великому светилу обращался «Брат мой солнце», а к собственному измученному телу – «Брат мой осел».
Борис Фаликов
историк религииВсе статьи
Юноша из состоятельной семьи одевается в рубище и отправляется славить Господа по средневековой Италии. Юношу зовут Франческо, а родом он из Ассизи. Ничто в его жизни не предвещает такого поворота: веселый и пылкий молодой человек не чурался роскоши, но Христос сказал: «Отвергни себя … и следуй за Мною». Франческо-Франциск так и поступил и до самой смерти оставался верен идеалу добровольной бедности, сохранив при этом прежние веселость и пылкость.
Во времена проповеди Франциска (начало XIII века) европейцами владело религиозное беспокойство. Падало доверие к церкви, процветали ереси, со дня на день ожидали конца света. Спасителя часто изображали с протянутыми руками – одной он предлагал святые дары, а другой обрекал на вечные муки. Но Франциск увидел Христа совсем другим – изливающим на мир бесконечную любовь. И единственным ответом на это могла быть духовная радость. К ней он и призывал ближних, а в ближних у него ходили не только люди, но и животные. Святой проповедовал сестрам-ласточкам и братьям-цветам, отпускал на волю пойманных рыб и запутавшихся в силках зайцев.
Перед смертью святой обрел стигматы – раны, полученные Спасителем на кресте, – еще раз доказав свою близость к Христу. Казалось бы, чему может научить этот подвиг самоотречения наших современников, утративших веру? Оказывается, очень многому. Вместе с верой многие сегодня утратили и радость бытия, и как тут не вспомнить о святом бедняке, который к великому светилу обращался «Брат мой солнце», а к собственному измученному телу – «Брат мой осел».
Его даты
- 1181 или 1182: Франциск родился в семье торговца из Ассизи Пьетро Бернардоне.
- 1205-1206: в церкви юноша слышит таинственный голос: «Франциск, разве ты не видишь, что дом Мой рушится? Иди почини его для Меня» – и начинает собственноручно восстанавливать маленькую деревенскую церковь. Он возвращает все свое имущество отцу и отправляется помогать прокаженным.
- 1208: у Франциска появляются первые последователи и ученики.
- 1209 или 1210: утверждение устава ордена Меньших братьев папой Иннокентием III.
- 1219: отправляется вместе с товарищами в Египет, где пытается обратить в христианство султана.
- 1220: Франциск уходит с поста главы ордена.
- 1224: проводит 40-дневный пост на горе Верне, где 14 сентября обретает стигматы.
- 1225: Франциск начинает слепнуть, но это не мешает ему сочинить «Гимн солнцу».
- 3 октября 1226: Франциск умирает, на следующий день его хоронят в церкви Св. Георгия.
- 1228: папа Григорий IX провозглашает Франциска святым.
Пять ключей к пониманию.
Свободная бедность
Франциск не был певцом бедности ради бедности. Для него она – предпосылка свободы. Именно так святой понял призыв Христа бросить все свое земное имущество и следовать за ним: люди, обремененные заботами о том, чем владеют, редко способны познать чистую радость бытия. Мир, на который глядишь без алчности («Хочу, чтобы все это было моим»), становится прекрасней. Поэтому созданный Франциском монашеский орден придерживался принципов святой нищеты: его устав запрещал монахам владеть какой-либо собственностью, а средства к существованию предписывал добывать посредством сбора подаяния.
Духовная радость
Состояние духовной радости – вовсе не беспечность идеалиста, который закрывает глаза на трагические стороны действительности. Франциск вполне отдавал себе отчет, что жизнь несовершенна и таит в себе неисчислимые страдания. Он так остро переживал муки распятого Христа, что на руках и ногах у него открылись раны – стигматы. Но он знал, что на смену крестным мукам пришла радость воскресения: она-то и пронизывает мир своим бесконечным светом. Франциск прозревал свет там, где другие видят тьму, – он и смерть называл «сестрою».
Святой жонглер
Поведение Франциска и его товарищей, конечно, противоречило нормам здравомыслия. Но их диковинные поступки показывали, что кроме обыденной реальности есть и другая – высшая, которой они и служат таким необычным образом. Один жонглер, желая выразить преданность Богородице, начал кувыркаться и становиться перед ней на голову, чем заслужил ее особую милость, – так повествует францисканская легенда. Православные сходным образом почитают юродивых, действия которых не укладываются в рамки привычного.
Родство с природой
Близость Франциска к природе не была сродни чувству дикаря, который ощущает себя ее неотъемлемой частью. Напротив, природа для него наделена личным началом, он различает в ней мечту о разуме. Франциск не растворяется в природе, а поднимает ее до своего уровня. Именно поэтому звери, птицы и даже растения для него – братья и сестры.
Сила любви
Безраздельная любовь Франциска к миру – это проявление силы, а не слабости. Он против утверждения веры огнем и мечом, но меч духовный у него всегда под рукой. Отправившись к сарацинам проповедовать слово Божье, он вооружен лишь этим оружием. Но и его достаточно для победы – по преданию, султан, которого святой пытался обратить в христианство, был настолько очарован искренностью его веры, что перед смертью принял крещение. Когда в конце жизни Франциск заболел и начал слепнуть, это не повергло его в отчаяние. Погружаясь во тьму, он сочинил гимн, прославляющий источник света – солнце.
Об этом
- Святой Франциск Ассизский. Сочинения. Издательство францисканцев, 1995.
- Цветочки святого Франциска Ассизского. Эксмо, 2000.
- Антология средневековой мысли. Том 2. РХГИ, 2002.