Иногда нам непросто описать свои чувства словами – легче выразить эмоции, нарисовав картину, написав стихотворение или вылепив скульптуру. Но творчество способно не только отвлечь от проблем, но и помочь разрешить их. О методе арт-терапии рассказывает психотерапевт Евгения Белякова*.
Юный Гете влюбился в замужнюю женщину. Он страдал и думал о смерти. И тогда он написал «Страдания юного Вертера». Всю свою боль он вложил в уста героя, который в конце романа покончил с собой. А Гете, описав свои переживания и сделав с героем то, что он хотел сделать сам… выздоровел от несчастной любви. Он дожил до глубокой старости и еще не раз влюблялся.
Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение… Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
Выразить чувство
Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.
Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.
НАШИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ОТРАЖАЮТ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ.
Лучше понять себя
У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.
«На арт-терапию меня привели… собственные амбиции, – говорит 35-летняя Светлана, редактор крупного издательства. – В ответ на просьбу доверить мне запуск нового журнала я услышала от своего начальника: «Ты отличный редактор, но здесь нужно быть креативным». Тогда я поняла: если я не хочу всю жизнь оставаться просто «отличным редактором», необходимо что-то в себе менять.
На занятиях выяснилось, что в глубине души я сомневаюсь в своих творческих способностях и к тому же смертельно боюсь провала – и этот страх прекрасно виден моему работодателю. На занятиях я вовсе не училась быть креативной, я работала со своим страхом. Я рисовала и лепила его, я изучала его, училась с ним взаимодействовать. Прошло много времени, прежде чем он перестал быть главным в нашем тандеме. Сегодня страх больше не мешает мне, и я уверена в том, что смогу достойно выполнить любую работу».
*Евгения Белякова – клинический психолог, театральный режиссер, автор методики арт-синтезтерапии.
читайте такжеО чем говорит мне эта картина? «Весна» Сандро Боттичелли
Проявить неосознанное
Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт- терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата работы имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.
«Сначала нас учили выразительно двигаться, – рассказывает 45-летняя Людмила. – Когда я стала получать удовольствие от движений, от собственного тела, я поставила крошечный балет, в котором станцевала со своей Тревогой. Это было потрясающе! Я как будто наяву встретилась и общалась с ней. После занятий я расплакалась, но это были хорошие слезы. Меня как будто что-то отпустило изнутри».
Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.
Открыть свой талант
«Я тяжело переживала развод, особенно больно было, что муж ушел к моей близкой подруге, – рассказывает 29-летняя Лариса. – Я испытывала такую сильную ненависть к ним обоим, что перестала спать, похудела, все время плакала. В мелодраме, сценарий которой мы писали на занятиях, себя я сделала героиней, а их злодеями. С каким удовольствием я высказывала в пьесе все, что у меня на душе! А в финале жестоко наказала их обоих. Я почувствовала себя абсолютно здоровой, восстановились сон и аппетит, вернулась радость жизни».
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру.
31-летняя Анна по заданию психотерапевта придумала и поставила импровизированный спектакль «Царевна-лягушка». Героиня сказки мечтает превратиться в лебедя и улететь из своего болота. Но встречает принца, который берет ее замуж. Золотая рыбка предлагает свою помощь, но в царевне борются чувство долга перед нелюбимым мужем, страх перемен и заветная мечта – летать. «Арт-терапевт спросила меня, чем эта сказка похожа на мою жизнь. И я поняла, что почти всем: мои родители были холодны ко мне, и я вышла замуж за первого попавшегося, лишь бы сбежать из семьи. Все эти годы он пил, а я его спасала. Я не люблю свою работу, но вынуждена зарабатывать деньги… Когда мои проблемы превратились в спектакль, я словно увидела свою жизнь со стороны и ощутила, что готова начать все сначала».
Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».
Кому это нужно
Институт психотерапии и клинической психологиит. (8 499) 978 3290.
Институт практической психологии «Иматон»т. (812) 320 7154.
Работа в арт-терапевтической группе помогает каждому участнику лучше понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Арт-терапия позволяет успешно работать с тревогой, раздражительностью, страхами, а также неуверенностью в себе, сниженной самооценкой, трудностями в общении.
Она способна смягчить разрыв с близким человеком, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности. Арт-терапия – ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр и рисунков.
Этапы работы
Занятия арт-терапией могут быть индивидуальными и групповыми. Особенности работы зависят от направления, но это всегда набор упражнений, которые имеют конкретную психотерапевтическую цель. Эту цель обязательно разъясняет руководитель группы.
Основная задача арт-терапевта на первых этапах – преодолеть нерешительность и страх участников перед непривычными действиями. Помимо этого ведущий обучает выполнению задания, показывает приемы и техники.
В дальнейшем арт-терапевт учит участника обращать внимание на то, каким образом в его работе проявились жизненные проблемы. В ходе занятия он решает, в каком направлении двигаться, а также руководит «рефлексивным анализом», во время которого каждый участник рассказывает о том, что им было сделано, и о чувствах, которые он при этом испытывал. Длительность курса варьируется от трех месяцев до двух лет. Стоимость одного занятия – от 650 до 800 руб.
Александр Копытин«Теория и практика Арт-Терапии»Питер, 2002.
«Арт-Терапия: Новые горизонты»Когито-центр, 2006.
Освободиться от зависимости
С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором – ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем – то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, – раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения.
Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки – они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.