Говоря о себе, мы без особого труда перечисляем те качества и черты характера, которые привыкли считать «своими». Но отражают ли они нашу истинную сущность?
- Личность многослойна: с детства мы обрастаем разными «слоями» себя, которые накладываются друг на друга.
- Каждый заблуждается на свой счет, поскольку наше истинное «Я» скрыто от нас завесой бессознательного.
- «Я» проявляется, когда мы ощущаем резонанс с самими собой, не стремясь контролировать свои слова и поступки.
Психоаналитики отвечают «нет». Существование бессознательного, многогранная и противоречивая природа нашей личности, сложный процесс построения нашего «Я» не дают возможности составить объективное представление о себе. Отвечая на вопрос «Кто я?», мы неизбежно обманываемся. Почему так происходит?
Сумма окружающих
Наше «Я» начиная с самого рождения развивается во взаимодействии с родителями: чтобы чувствовать заботу, любовь, поддержку, мы стремимся соответствовать их ожиданиям, а также впитываем черты характера, модели поведения взрослых. Реакции родителей на наши желания, чувства, поступки становятся зеркалом, смотрясь в которое мы учимся понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно, а чего нельзя, и в конечном итоге у нас возникает представление о самих себе.
Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели я». Иметь собственное «Я» означает впитать в себя все многоголосие окружающих нас людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказываются наши отец, мать и еще множество повлиявших на нас людей. Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас наши родители (а позже и другие значимые для нас люди: воспитатели, учителя, друзья). И наше описание себя (например, я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…) – это наше «Я», воспринятое через призму их реакций.
Три части личности
Пытаясь понять человека, Зигмунд Фрейд создал теорию личности, в которой она понимается как взаимодействие трех структур: «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-эго) и «Оно» (Ид).
«Оно» содержит бессознательные влечения и импульсы и руководствуется «принципом удовольствия». Но безотчетная тяга к наслаждению привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, у ребенка формируется Эго – сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности». Эго выполняет роль посредника между стремлениями «Оно», реальностью и требованиями общества. Третья структура, Супер-эго, воплощает усвоенные каждым из нас с детства моральные запреты и нравственные нормы, которые позволяют нам жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.
«Другой» внутри нас
От желаний, чувств, фантазий, которые не вписываются в этот созданный нами образ, мы стремимся избавиться. Бессознательное – это «другой» внутри нас самих, то место, куда мы вытесняем мысли и чувства, которые нас смущают, вызывают тревогу. И эта запретная зона определяет нашу истинную сущность не меньше, чем то, что мы декларируем о себе.
Так, слишком авторитарное воспитание (когда родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и запрещают ему быть, скажем, недовольным) может привести к тому, что он станет вытеснять любой свой агрессивный импульс или желание.
В результате восприятие самого себя будет искажено: человек может казаться себе мягким и мирным, чуждым агрессии или жестокости. Однако его естественная агрессивность не исчезает, а проявляется исподволь – в осуждении других людей или в избегании ситуаций, где нужно быть настойчивым или постоять за себя.
Неприемлемое для нашего сознания не исчезает бесследно – в ином обличье оно возникает в снах, наших оплошностях или в неясном ощущении, что мы потеряли какую-то важную часть себя (или так ее и не обрели).
читайте такжеВопрос эксперту: как победить булимию и найти себя?
Разноголосье души
Наше «Я» кажется нам целостным и однородным, хотя это совершенно не так. Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) сравнивал «Я» с многослойной луковицей, каждый слой которой представляет собой лишь одну грань нашего представления о себе и все они конфликтуют между собой. Например, знакомая многим ситуация: мы ищем работу. Возможно, нам предлагают должность менее интересную и хуже оплачиваемую, чем прежняя. Какая-то часть нас хотела бы согласиться: «Тебе нужно зарабатывать на жизнь, не упусти эту возможность». Тогда как другая протестует: «С твоим образованием и опытом ты заслуживаешь гораздо большего».
Так дают о себе знать несколько живущих в каждом из нас индивидуумов, которые редко бывают согласны друг с другом. И если нам все же удается, несмотря ни на что, ощущать себя цельной личностью, то это лишь потому, что различные стороны нашего «Я» соглашаются не говорить все одновременно.
Встреча с «Я»
ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ «Я» ОЗНАЧАЕТ ВПИТАТЬ В СЕБЯ ВСЕ МНОГОГОЛОСЬЕ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ.
Для последователей Фрейда наше настоящее, незнакомое «Я» невольно проглядывает в тот момент, когда мы забываемся и перестаем себя контролировать. В такие моменты мы ошибаемся, проговариваемся, забываем чьи-то имена или видим сны – так проявляет себя наше бессознательное. Но есть и другой взгляд на ту глубинную, покрывающую все противоречия целостность, которую можно назвать нашим истинным «Я». Каждому из нас знакомо это переживание: родители, друзья, коллеги ждут от нас определенного поведения, но что-то сопротивляется в нас, внутренний голос тихо, но настойчиво говорит нам, как на самом деле нужно поступить. «Так, будто в середине нашего «Я» раскрывается некая глубина, из которой нам навстречу поднимаются чувства, интуитивное чутье, образы, слова, – пишет экзистенциальный аналитик Альфрид Лэнгле (Alfried Langle). – Если мы хотим обратиться к этому самому подлинному в нас, к нашей сути, нам следует «дать себе быть» и, открывшись внутрь себя, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня правильно?» И обратить внимание на свое интуитивное чувство, которое при этом начинает звучать как ответ на этот вопрос»*. Это и есть голос нашего истинного «Я», который нужно расслышать и которому можно доверять.
читайте также«Счастье ничему нас не учит»
ИНТЕРВЬЮ с Аленом Финкелькраутом
Ален Финкелькраут (Alain Finkielkraut) – философ, автор книг «Неблагодарность» («L’Ingratitude», Gallimard, 2000) и «Неоконченное настоящее» («L’Imparfait du present», Gallimard, 2002).
«Мы – наследники нашего прошлого»
Заблуждаются те, кто думает, что человек делает себя сам. По мнению французского философа, личность каждого берет начало в нашем коллективном прошлом. Отвергая господство всемогущего эго, Ален Финкелькраут предостерегает нас от излишней гордыни.
Psychologies: Что закладывает основу нашей личности?
Ален Финкелькраут : Самая разрушительная иллюзия нашего времени – стремление к спонтанности: «Я такой, какой я есть, и моя личность, чтобы развиваться, нуждается в самовыражении». Достаточно включить телевизор, чтобы убедиться: все спонтанны, и все говорят одно и то же, потому что спонтанность граничит с банальностью. А ведь человек в первую очередь наследник. Сегодня каждый мечтает освободиться от груза исторического наследия и жить своим умом. Но вся наша цивилизация основана на идее, что только при посредничестве культуры человек получает доступ к самому себе.
А как же школа – разве она не гарантирует передачи знаний от прошлых поколений будущим?
А. Ф.: Прежде так оно и было. Но сегодня в школе детям дают слово раньше, чем они обретут язык. Так школа порождает неграмотность, ведь мы можем стать самими собой только тогда, когда научились – благодаря другим – свободному обращению с языком, который придумали не мы. Наша личность формируется на основе этой зависимости от предшественников, долга перед ними.
Каким образом культура помогает найти себя?
А. Ф.: … Возьмем, к примеру, чтение. Для чего мы читаем? Чтобы развлечься? Возможно. Чтобы отвлечься? Вероятно. Чтобы получить информацию? Нет. Чтение – это установление связи с той реальностью внутри или вне нас, которая иначе бы от нас ускользнула и которая помогает нам созидать себя и развиваться. Могу сказать, что мое представление о любви сложилось в равной степени на основе личного опыта и под влиянием книг, которые помогли мне осмыслить то, что я переживал. Чтение предполагает своего рода смирение, и в личности должно быть это смирение, это внутреннее согласие с тем, что нельзя сформироваться вне отношений с другими людьми.
Разве демократия не дает доступ к культуре всем?
А. Ф.: Нет, демократия сформировала профессионалов в разных областях, но их дело не питает их жизнь. Между тем мы должны все время спрашивать себя: кто я? что во мне особенного? что общего с другими? И размышлять об этом невозможно без обращения к умам прошлого, ведь только опираясь на уже сказанное, мы можем найти свои точные слова. Как сказал Эрнст Кассирер*: «Всякий раз, когда я готов забыть себя, чтобы раствориться в другом и полностью ему отдаться, моя личность обретает новый, более глубокий смысл».
* Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), немецкий философ и историк науки (1874–1945).