Что лучше – маленькие радости или всепоглощающее наслаждение? По-настоящему счастливы те, кто умеет ловить светлые мгновения жизни, видеть в них смысл и получать от них удовольствие. Но, чтобы этому научиться, прежде необходимо прислушаться к себе…
Ксения Киселева
журналистВсе статьи
Bсякий, кому доводилось невыносимо скучать на великолепном песчаном пляже, когда кругом море, солнце и тысячи вещей, о которых, казалось бы, можно только мечтать, знает печальную истину: на свете нет ничего, что могло бы любому из нас всегда и везде неизменно приносить удовольствие. Даже такие «верные» способы поднять настроение и порадовать себя, как вино, сахар или табак, со временем теряют свое очарование. Очень много шоколада не означает много удовольствия; поглощая в огромных количествах то, что нам нравится, мы можем добиться только пресыщения. Получается, что ни райские внешние обстоятельства, ни самые сильнодействующие средства «для приема внутрь» не могут автоматически гарантировать нам удовольствия, которое так необходимо в жизни каждого из нас.
Как же наполнить нашу жизнь удовольствием, избегая разочарований и не причиняя себе вреда излишествами?
Сосредоточиться
Активное изучение психологических механизмов, лежащих в основе получения удовольствия человеком, началось в США в 1998 году, когда вслед за основателем позитивной психологии Мартином Селигманом (Martin Seligman) за дело взялись десятки психологов и психотерапевтов. «Как можно точнее понять, что ощущают люди в моменты наивысшего восторга и почему они его испытывают», – так сформулировал свою главную задачу один из этих ученых, известный психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi).
НИ ВЕЩИ, НИ РАЙСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ В СИЛАХ ГАРАНТИРОВАТЬ НАМ НАСЛАЖДЕНИЯ
О чем думает музыкант, наслаждаясь звуками сюиты Баха для виолончели соло? Почему некоторые женщины так любят гладить белье? 25 лет наблюдений и анализа позволили Чиксентмихайи сделать важное открытие: удовольствие прямо связано с нашей способностью сосредоточиться. Если мы полностью поглощены тем, что делаем, если мы сконцентрированы и способны какое-то время не отвлекаться на посторонние вещи или мысли, если мы достаточно долго прилагаем усилия, необходимые для достижения поставленной (и интересной нам) цели, то мы достигнем состояния «оптимального переживания». Ученый назвал его «потоком» (английское flow). «Состояние потока не возникает из императива «я должен», поток – это то, что «мне нравится, я хочу это делать и делаю с удовольствием», – поясняет психолог Тамара Гордеева. И не важно, что именно мы делаем: выполняем ответственную работу, занимаемся с ребенком или запекаем куриную грудку с сыром…
читайте такжеВсе смотрим на одно и то же – или где согреться в Москве
Жить настоящим
Современный взгляд психологов на смысл и механизм получения удовольствия очень далек от привычного нам образа погони за наслаждением, от желания потреблять как можно больше или чувствовать как можно интенсивнее. Мартин Селигман и его последователи предлагают нам перейти от культа «мощных» удовольствий, которые уводят нас далеко от нас самих, к «мелким» радостям повседневной жизни, которые всегда в нашем распоряжении. «Сконцентрируйтесь на сиюминутных радостях, например на вкусе сладкой клубники или теплоте солнечных лучей, которые приятно согревают ваше тело, когда вы выходите из тени», – предлагает американский психолог Соня Любомирски (Sonja Lyubomirsky). Чтобы раскрыть в себе способность наслаждаться каждым мгновением, Соня Любомирски советует мысленно «фотографировать» минуты радости и обращаться к этому эмоциональному «запасу», когда нам нелегко. Перестав воспринимать удовольствие как стихию, которой следует отдаться, забыв обо всем на свете, мы сможем осознанно наслаждаться обычной жизнью, а внимание к ее подробностям вернет вкус и смысл простым вещам, окружающим нас каждый день.
ПАТРИК ЗЮСКИНД
«Ее пот благоухал, как свежий морской ветер, волосы – как ореховое масло, чресла – как букет водяных лилий, кожа – как абрикосовый цвет… И соединение всех этих компонентов создавало аромат столь роскошный, столь гармоничный, столь волшебный, что все ароматы, когда-либо прежде слышанные Гренуем, все сооружения из запахов, которые он, играя, когда-либо возводил внутри себя, вдруг просто разрушились, утеряв всякий смысл».
«ПАРФЮМЕР». ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Э. ВЕНГЕРОВОЙ. АЗБУКА-КЛАССИКА, 2006.
Увидеть смысл
Каким же образом подобный «позитивный минимализм» позволяет нам жить с удовольствием? Чтобы действительно прочувствовать вкус жизни, нам нужно во всем, что мы делаем и что с нами происходит, находить свой смысл. «Наше занятие может быть сложным и требующим больших усилий, но если мы видим в нем смысл, то будем делать его с удовольствием», – говорит Тамара Гордеева. К примеру, радость от такого приятного занятия, как игра с собственным любимым ребенком, будет гораздо полнее, если помнить, что сейчас, в игре, мы еще и учим его важнейшим жизненным вещам. Еще приятнее осознавать то, что, играя с нами, он становится более самостоятельным, с нашей помощью растет и взрослеет, – тогда любой футбольный мини-матч или собирание паззла будут способны вызвать у нас состояние, близкое к экстазу. «Ощущение счастья наступает тогда, когда наши силы направлены на достижение превосходящей нас цели»*, – напоминает Мартин Селигман.
Прислушиваться к себе
Но оказывается, и этого мало. Помимо поисков смысла «позитивный минимализм» состоит в том, чтобы поддерживать связь с глубинной частью нашей личности, с нашим «я». Французский психотерапевт Элен Рубе (Helene Roubeix) считает, что истинное удовольствие достигается лишь тогда, когда мы прислушиваемся к тому, что происходит внутри нас: «Наши пять чувств дают нам доступ не только к внешнему миру, но и к внутреннему. Это позволяет научиться получать удовольствие, прислушиваясь и присматриваясь к себе, к тому, как мы «чувствуем свои чувства». Радоваться жизни – значит одновременно наслаждаться внешними и внутренними ощущениями, ценить внешний мир и уметь радоваться тому, что происходит внутри нас».
ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР
«Для тех, кто не знает чурчхелы, скажем, что это такая южная сосулька – нанизанные на нитку грецкие орехи в сладкой шкурке высохшего виноградного сока. Чик с удовольствием уплетал чурчхелину. Было так сладко ее надкусывать, потом надкушенную часть, придерживая зубами, провести по нитке до самого рта, после чего выдернуть нитку изо рта и чувствовать, как сочные дольки ореха перемешиваются с кисловато-сладкой кожурой виноградного сока. Тот самый смак во рту – это вкуснее и отдельного ореха, и отдельного высохшего виноградного сока. Они перемешиваются, и возникает совершенно особый божественный третий вкус».
«ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ».ВРЕМЯ, 2004 .
Прилагать усилия
Удовольствия ускользают от того, кто постоянно гонится за ними, хочет овладеть ими, взять силой, добыть любой ценой. Удовольствия легче и щедрее достаются тому, кто находит к ним (и к себе самому) мягкий подход. Это не значит, что нужно сидеть и пассивно ждать, пока удовольствия прольются на нас благословенным дождем: чтобы их испытать, стоит прилагать усилия, но эти усилия направлены не на гонку за ощущением наслаждения, а на нашу жизнь в целом.
«Конечно, жизнь без удовольствий – неважная жизнь, – продолжает Тамара Гордеева. – Но удовольствие не может быть конечной целью – оно возникает естественным образом, как побочный продукт нашей деятельности, когда мы активны и нам есть к чему стремиться». Многие думают, что именно удовольствия позволяют нам ощутить, что мы живем не зря, вполне, по-настоящему. Но очень стоит взглянуть на это и с другой стороны: только день за днем проживая свою жизнь – со всеми ее подарками и испытаниями, мы получаем ключи от сокровищницы истинных наслаждений.
Удовольствие по Фрейду
Зигмунд Фрейд был убежден, что поведение младенцев и маленьких детей регулируется главным образом принципом удовольствия. Лишь с возрастом ребенок начинает понимать, что его желания нередко расходятся с реальностью (например, невозможно поймать улетевший в небо воздушный шарик) или не соответствуют требованиям окружения (очень хочется, но нельзя разорвать книгу на части). Разрешая возникающие конфликты и развивая свое «я», взрослея, ребенок начинает осознавать невозможность достижения полного удовлетворения и учится получать удовольствия, соотнося их с реальностью. Неудачи и трудности, с которыми он встречается на этом пути, и порождают фрустрацию, депрессии, неврозы.
АНДРЕЙ РОССОХИН
* Мартин Селигман «Новая позитивная психология». София, 2006.
читайте такжеВ чем главный секрет успеха?