Моя галактика

В пересечении наших жизненных орбит всегда есть несколько людей, чьи маршруты нам ближе, чье притяжение сильнее. Елизавета Боярская, Нина Чусова и Андрей Геласимов рассказали нам об этих избранных связях. Вот их миры в человеческом измерении.


Моя галактика

«Назовите пять человек, которые, по ощущению, очень помогают вам жить…» Возможно, кому-то из нас будет непросто набрать такое количество персонажей, а кого-то, наоборот, удивит необходимость настолько сузить близкий круг. Для режиссера Нины Чусовой, актрисы Елизаветы Боярской и писателя Андрея Геласимова выбор пятерых самых важных людей стал прежде всего поводом оглянуться на самих себя.

«Я ценю его свежий взгляд, которого мне самому порой не хватает», – признается писатель. «Она оттачивала меня в деталях, как завершают скульптуру», – вспоминает актриса. Еще одно открытие: галактика наших симпатий и дружеских связей нередко воссоздает образ некоeй идеальной семьи, в которой есть и ключевые фигуры, чьим примером можно вдохновляться, и друзья детства, которые нам дороги, как братья и сестры. Как бы то ни было, наше избранное родство – всегда повод для размышлений.

Нина Чусова, театральный режиссер.

Автор многих спектаклей, которые с успехом идут на сценах МХТ им. Чехова, «Современника», «Сатирикона», Театра им. Моссовета, Театра им. Пушкина и других. Нине 36 лет.

«Паша стал моим братом по духу»

alt

«Актер Павел Деревянко – мой однокурсник по ГИТИСу. Мы вместе учились у Леонида Хейфеца, он на актерском, я на режиссуре. Мне важно, просто необходимо, чтобы Паша участвовал в моих спектаклях: когда репетирую с ним, мне не нужно ничего объяснять про сверхзадачу, мы понимаем друг друга на телепатическом уровне».

Что он мне дает. «Паша – мой артист. Если бы его не было, я бы не состоялась в профессии. Это великое счастье, когда в начале творческого пути тебе попадается актер, с которым ты находишься в резонансе. Паша стал моим братом по духу. Если с ним что-то происходит – даже в другой стране, я могу проснуться в холодном поту, позвонить ему: «Боже! Что с тобой?» А он скажет: «Откуда ты знаешь? У меня лихорадка. Температура 40».

«С Мишей я могу разговаривать 24 часа в сутки»

alt

«Я страшно рада, что у меня до сих пор появляются новые друзья! И каждый из них дает мне что-то очень важное. Все прошлое лето я вместе с писателем и сценаристом Михаилом Болле работала над сценарием. Правда, из-за проблем с продюсером кино мы так и не сняли, но это и не так важно».

Что он мне дает. «Этот человек стал для меня настоящим открытием. Ему чуть больше 40, но он умеет видеть мир глазами ребенка – таким людям я тут же начинаю доверять. Его формулировки свежи как слеза. Иногда его мысли кажутся мне парадоксальными до глупости. Но проходит время, и я думаю: «Но как же это здорово, так просто! Почему я все усложняю?»

«Чулпан для меня как шлифовальная машина»

alt

«Первая встреча с Чулпан Хаматовой в спектакле «Мамапапасынсобака» (в театре «Современник». – Прим. ред.) была для меня большой радостью, потому что актриса такого уровня – подарок. Но работа с ней оказалась большим трудом. Всегда надо было быть начеку, потому что умная актриса – опасность для режиссера».

Что она мне дает. «Чулпан в моей жизни как наждачная бумага. Однажды я опрометчиво согласилась разыграть ее в программе «Розыгрыш». Это была большая человеческая несправедливость по отношению к ней. Только через год наши отношения стали налаживаться. И тогда я поняла, как важно чувствовать, с кем и как можно себя вести».

«Мне кажется, я во многом похожа на маму»

alt

«Некрасовская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», – это моя мама. На ее долю выпала тяжелая жизнь. Недавно она похоронила отца, умер брат. На ней бабушка, которой 100 лет. И при всем этом она продолжает работать (мама – врач) и помогает мне с детьми».

Что она мне дает. «Стремление побороть все жизненные трудности я переняла у нее. Она никогда не запрещала мне делать то, что я хочу. Когда я закончила школу с золотой медалью, все грезили, что я пойду в медицинский. И когда я сказала, что хочу быть артисткой, это был удар по маминой мечте. Но она сказала: «Хочешь – давай». Я надеюсь научиться у нее не мешать своим детям расти, не навязывать им свои взгляды».

«Владимир учит меня смотреть на мир иначе»

alt

«Вообще Володя – стоматолог. И познакомились мы, когда я пришла к нему лечить зубы. Но так случилось, что именно он открыл для меня восточную систему взглядов на жизнь. Я даже занималась вьетнамской борьбой нят-нам под его руководством. Теперь он ездит в Индию, изучает аюрведу, что очень привлекает меня».

Что он мне дает. «Он учит меня видеть вещи через призму иррационального, находить иную связь между событиями. Когда мне надо срочно принять решение, я звоню ему и спрашиваю: «Да или нет?», не объясняя сути дела. В своих советах он ни разу не ошибся».

Андрей Геласимов, писатель.

Автор книг «Год обмана», «Жажда», «Фокс Малдер похож на свинью», «Рахиль» (ОГИ, 2004, 2005, 2005, 2007). В 2007 году в издательстве «ОГИ» вышло его первое полное собрание сочинений. Андрею 42 года.

«Коля Дударенко спасает меня от потребительства»

alt

«В 90-е он был «малиновым пиджаком» – чем-то торговал, что-то проворачивал – и одновременно с этим наполнял собой жизнь и устраивал всем праздник. И даже когда его бизнес разладился, он упрямо продолжал учить роли в своем любительском театре и сорил деньгами. Сейчас он живет там, куда его пускают старые друзья: он сознательно стал клошаром, нагло не хочет работать и просто читает книги».

Что он мне дает. «Коля олицетворяет собой небуржуазное начало. Его бунт мне очень нравится. Этот человек удерживает меня от моих нарастающих замашек консюмериста, от затягивающего буржуазного общества, а для писателя очень важно не свалиться в состояние тотального потребления».

«Я восхищаюсь способностью Димы во всем находить поэзию»

alt

«Дмитрий Ицкович – успешный ресторатор, основатель издательства «ОГИ». Я пришел к нему летом 2001 года. В кармане у меня лежала дискета с моими первыми текстами. Он вяло выслушал меня, предложил оставить дискету, а через два часа позвонил, чтобы сообщить, что будет печатать мою книгу».

Что он мне дает. «Мы часто встречаемся, и я с удовольствием слушаю его рассказы о жизни: он восхищается ею как очень молодой человек. Когда сгорел его клуб «Билингва», он сказал: «Сейчас приду домой, повешусь и буду раскачиваться в ритме танго». Найти поэзию в собственной депрессии – это супер! Я этим восхищаюсь».

«Надя – мой соавтор и очень веселый человек»

alt

«В школе все знали, что Надя танцует во Дворце пионеров. Как-то раз я увидел ее на сцене: она была в национальном платье, а на голове у нее были сотни косичек! Когда она кружилась, платье и косички разлетались двумя параллельными сверкающими колоколами, и этот веселый разлет поразил меня в самое сердце».

Что она мне дает. «Как-то в середине 90-х нам выдали зарплату подсолнечным маслом. Я вышел на крыльцо, уронил банку и залил маслом замшевый ботинок. Жить после этого расхотелось, но дома Надя решительно облила таким же маслом второй ботинок и сказала: «Теперь они будут кожаными». Надя – честный индикатор моего творчества: раньше при чтении моих текстов ее лицо часто «квасилось». Лет пять назад оно перестало кривиться – с тех пор я и стал писателем».

«Анатолий Васильев перевернул мне мозги»

alt

«Когда я поступал в ГИТИС, он был одним из самых известных режиссеров Европы: конкурс составлял 600 человек на место. Однако на втором туре, когда Мастер устроил мне своеобразный психологический тест, я сошел с дистанции. Но через неделю мне позвонили из театра и попросили вернуться на третий тур».

Что он мне дает. «Если бы не он, я бы не занимался искусством. После каждого театрального показа, который заканчивался часов в одиннадцать вечера, он оставался до утра, разбирал каждый отрывок, каждому из нас говорил очень важные слова. Это были настоящие лекции по искусству. Сожалею, что сегодня я не вижу Мастера».

«Мне помогает свежий взгляд Александра Снегирева»

alt

«Я познакомился со Снегиревым на литературной премии «Дебют»: он тогда получил главную премию за свои рассказы. Его талант очевиден. Я твердо знаю, что талантливых людей среди нас немного. И уж совсем мало тех, кто умеет свой талант развить и довести его до уровня мастерства в избранной профессии».

Что он мне дает. «Раз в два месяца мы устраиваем с ним посиделки. Такой у нас получается контакт: молодой и не очень молодой писатель. У Снегирева фантастический взгляд: он подхватывает самые модные тренды. А я у него их подсматриваю».

Елизавета Боярская, актриса Малого драматического театра (Санкт-Петербург).

В 2007 году сыграла роль Нади в фильме Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». Елизавете 22 года.

«Связь с братом ощущаю каждую секунду»

alt

«Мой брат Сережа старше меня на шесть лет. В детстве мы, конечно, дрались подушками, но любя, без обид. Мы всегда стояли горой друг за друга. Когда у Сережи был переходный возраст, я выгораживала его перед родителями и даже участвовала в его не всегда хороших делах».

Что он мне дает. «Всегда есть вопросы, которые требуют участия близких. В этом случае Сережа всегда обращается ко мне. И для меня важно исполнить его просьбу сию же минуту, отложив все дела. Так же быстро Сергей решает все мои проблемы. И несмотря на то, что мы с ним редко видимся (у Сережи семья, а я и дома-то редко бываю), связь с ним я ощущаю каждую секунду».

«С Настей нас связывает больше чем дружба – родство»

alt

«С Настей Ермолиной мы познакомились, когда нам обеим было по три года: наши родители дружили. Потом мы с ней учились в одной школе. Когда у Насти родилась дочь, я стала ее крестной матерью».

Что она мне дает. «Мы редко видимся, но, встретившись, обсуждаем абсолютно все. Настя – психолог, хорошо умеет слушать и дает советы, которые всегда помогают мне в жизни. Она прекрасно понимает, что я в первую очередь такой же человек, как и все, поэтому адекватно относится к моей публичности, считает ее издержкой профессии и не более того. Дружба с Настей стала неотъемлемой частью меня. Что-то очень дорогое, личное. Больше чем дружба. Скорее, родство».

«У нас взаимопонимание на внутреннем уровне»

alt

«С Аллой Ильиничной (Суриковой – режиссером фильмов «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов» и др. – Прим. ред.) мы познакомились три года назад, когда вместе работали над картиной «Вы не оставите меня». Она уникальна тем, что абсолютно молода душой. Она современная, даже сиюминутная. Общаться с ней очень легко».

Что она мне дает. «Во время съемок она всегда направляла меня. Я делала все, что от меня зависит, а Алла Ильинична формировала из этого итоговую скульптуру, сама оттачивала ее. Работая с ней, я проявилась по-новому. Например, я всегда боялась попробовать сыграть в комедии, но она помогла мне не испугаться. Взаимопонимание у нас не на словесном, а на внутреннем уровне: я ощутила, что она хочет до меня донести, ее слова шли мне прямо в сердце».

«Три сестры: Даша, Лена и я»

alt

«У меня есть две подруги, которые мне просто как сестры: Дарья Румянцева и Елена Соломонова. Мы вместе учились в театральном институте, а потом стали работать в одном театре».

Что они мне дают. «Мы абсолютно разные и по характеру, и по темпераменту, но, когда мы втроем, между нами возникает гармония. Мы давно не можем обходиться друг без друга. На гастролях всегда требуем трехместный номер – и болтаем допоздна, используя редкую возможность встретиться вне работы. Вообще у меня много близких друзей, но с Дашей и Леной мы видимся каждый божий день в театре, поэтому они наиболее близки мне сейчас. Наша дружба не надуманна, как это часто бывает между людьми театрального круга, где на первое место ставят профессию. У нас зависти и конкуренции нет. У Лены мне бы хотелось научиться мудрости, а у Даши – непосредственности и легкости».

Все статьи этого досье

Без рубрики .