Чувство вины: вопрос культуры

Повсюду чувство вины рождается из страха наказания. Однако наказание зависит от особенностей общества, в котором живет человек. Объясняют психолог Галина Солдатова и французский психотерапевт Тоби Натан.

alt

Галина Солдатова – профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор книг «Психология меж-этнической напряженности» (Смысл, 1998) и «Тренинги повышения межкультурной компетентности» (МГУ, 2006).

Тоби Натан (Tobie Nathan) – профессор клинической психологии университета Paris-VIII, автор исследовательских работ по этнопсихиатрии.

Тоби НатанТоби Натан

Psychologies:  Одинаково ли люди переживают чувство вины в разных обществах, цивилизациях, этносах?

Тоби Натан:  Нет, по-разному. Во многом это зависит от того, какие в данном обществе определены нормы поведения и наказания тем, кто их нарушает. Важно и то, как обеспечивается соблюдение законов, как работают суд и система исполнения наказаний. Страх вызывает чувство вины, и этот принцип работает в любом обществе.

Галина Солдатова:  Культурные особенности в переживании вины зависят и от традиции и стиля воспитания в семье. Там, где детей рано приучают к независимости, самостоятельности, более интенсивно развивается способность переживать вину. Но, конечно, это чувство сильнее испытывают те, кто воспитывается в культуре, ориентированной на интересы группы, а не личности. В таком обществе сильнее выражен социальный контроль, гораздо больше «полицейских»: семья (род), община (клан, тейп), государство, религиозные институты. И даже если мы избегаем официальных «санкций», чувство вины (как психологическое — внутреннее — наказание) останется с нами. Хотя ощущаем мы его, думаю, одинаково, ведь это универсальная, базовая эмоция, такая же, как удовольствие и радость, интерес и печаль, страх и любовь.
Зависит ли сила этого чувства от типа культуры?

Т. Н.:  Конечно. Приведу пример: однажды один из моих студентов вел машину в Камеруне и сбил ребенка, который, по его словам, буквально бросился под колеса. Потрясенный случившимся, он отправился в комиссариат. Туда же пришли взволнованные родители. Обсудив ситуацию, все, включая полицейских, пришли к выводу, что мой студент… абсолютно невиновен. Они решили, что ребенок стал жертвой колдовства. С их точки зрения, настоящим виновником происшествия был колдун, который навел порчу на мальчика. Что в результате? В обществе, где вековые традиции до сих пор действуют и на юридическом уровне, моего студента даже не допросили, в то время как во многих других странах его посчитали бы виновным. Следовательно, и чувство вины, которое испытывал молодой человек, было гораздо слабее, чем то, что он ощутил бы, случись это в европейской стране.

Галина СолдатоваГалина Солдатова

Г. С.:  Но важно не путать чувство вины со стыдом. Обе эти эмоции связаны с понятием совести и чувством ответственности, но по-разному представлены в сознании. Стыд экстравертен (направлен вовне) и связан с социальной ответственностью. Это реакция на внешнее окружение, когда наш проступок, совершенный вопреки принятым стандартам и потому скрываемый нами, оказывается на всеобщем обозрении. Что касается вины, она интровертна, относится к внутреннему миру человека, это наше личное переживание, порожденное чувством личной ответственности. В первой половине ХХ века крупнейший американский антрополог Рут Бенедикт (Ruth Benedict) противопоставила западную культуру переживания чувства вины японской культуре стыда. Японцу предельно важно, как отнесутся к его поступку окружающие. «Знающий стыд» — так в Японии говорят о человеке чести. А в некоторых примитивных обществах, например австралийских аборигенов, для обозначения стыда даже нет отдельного слова, а есть обобщающее понятие, которое одновременно означает ужас, опасение, робость, страх и стыд.
Получается, что определяющим является культурный уровень общества, в котором человек живет?

Т. Н.:  Да, поскольку чувство вины в первую очередь связано с действием третьего лица — блюстителя порядка. На юге Того, как и во многих других областях Африки с традиционным укладом жизни, в случае смерти мужа жена автоматически считается виновной. Ее подозревают в том, что она его «забрала», например тайно подсыпала ему наркотик или яд. Чтобы жить дальше, вдова должна «отмыться» от своей вины с помощью длительных и жестоких обрядов. Я знал одну вдову, живущую в Париже, которая родилась на юге Того. Эта женщина, абсолютно не виновная в смерти мужа, мучилась угрызениями совести. И все потому, что не прошла обряд «посвящения во вдовы» и не была «отмыта» своими сородичами.

«ЧУВСТВО ВИНЫ СВЯЗАНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО С ЕЕ ОСОЗНАНИЕМ – ЭТОТ «ПОЛИЦЕЙСКИЙ» СИДИТ ВНУТРИ У КАЖДОГО ИЗ НАС».

Г. С.:  Точнее сказать, не уровень, а особенности культуры влияют и на формирование личной ответственности. Чувство вины связано прежде всего с ее осознанием — это такой «полицейский», который сидит внутри нас. Осуждая наш поступок, он заставляет нас отнестись к нему со всей строгостью, благодаря чему мы можем сделать выводы и стать лучше. Независимо от того, к какой культуре мы принадлежим.

читайте такжеНельзя заставлять ребенка чувствовать себя виноватым

Все статьи этого досье

Без рубрики .