Четыре правила, которые обещают нам «свободу, счастье и любовь», если мы претворим их в собственную жизнь… Новая поп-философия или эффективный способ лучше знать себя и больше любить? Отвечают толтеки.
Mассовый интерес к традиционным верованиям и обрядам американских индейцев, свойственный направлению «нью эйдж», начался с работ американского писателя, антрополога и этнографа Карлоса Кастанеды. В 1968 году вышла книга Кастанеды «Учение дона Хуана», получившая огромную популярность среди поколения хиппи.
Спустя тридцать лет новая волна интереса к наследию индейцев возникла в связи с работами дона Мигеля Руиса. «Четыре соглашения» были впервые опубликованы в США в 1997 году. В Америке их активно продвигала в своем ток-шоу телеведущая Опра Уинфри, признанная самой влиятельной женщиной в США. Книга приобрела успех, а ее автор позаботился о том, чтобы сделать из своих «соглашений» общеизвестный бренд. Теперь книга вышла и в России.
О чем же идет речь? Смысл этих соглашений — разрушить ограничивающие предрассудки. Они развиваются с детства, искажая реальность и заставляя страдать. На наше восприятие влияет несколько факторов. Мы усваиваем ошибочный образ себя в силу воспитания, культурных особенностей, отвечающих за представления о том, что справедливо и несправледливо, красиво и уродливо. Нам могут мешать также личностные проекции: «Я должен быть хорошим», «Я должен добиться успеха».
«Эти идеи воспроизводят принципы когнитивной терапии, согласно которым неумение отстраниться или чрезмерная страсть к обобщениям часто становятся ловушками», — отмечает психиатр Франсуа Тиоли. «Какие-то идеи Мигеля Руиса созвучны христианским заповедям, что-то близко к буддизму, — рассуждает психотерапевт Екатерина Жорняк. — Неслучайно соглашений именно четыре: в буддизме четыре благородные истины, в христианстве — четыре евангелиста, а аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес считал, что в литературе только четыре сюжета».
Чем привлекает эта книга? Талант автора в объяснении четырех соглашений простыми словами и на конкретных примерах. Не нужно быть посвященным, чтобы применять их на практике. Мигель Руис ничего не навязывает. Он говорит, что если ему удалось освоить эти принципы, то и все остальные смогут это сделать.
Кто такие толтеки?
Воинственное племя толтеков проживало в Латинской Америке, на территории нынешней Мексики, в 1000-1300 годах. На основании легенд и данных раскопок, этот народ преуспел в искусствах и архитектуре. Толтеки передали свою мудрость через четыре соглашения. Гордо приняв это наследие, ацтеки донесли знания и философию толтеков до наших дней.
Первое соглашение: «Пусть ваше слово будет безупречно»
«Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно подразумеваете. Не говорите то, что может быть использовано против вас или распространять сплетни о других. Применяйте силу слова для достижения истины и любви».
«Мигель Руис напоминает о власти слова над психикой, — объясняет клинический психолог Оливье Перро. — У каждого из нас сохранились в памяти ранящие родительские фразы». Мы часто забываем о том, что слова влияют на реальность. «Скажите ребенку, что он пухленький, и он будет чувствовать себя толстым всю оставшуюся жизнь», — уверяет Оливье Перро.
«Ложь разрушает человека, он перестает понимать, кто он и кто те, кто его окружает, — говорит Екатерина Жорняк. — Ложь губительна для отношений с близкими — под ее воздействием отношения постепенно разрушаются».
Как это использовать? Соблюдайте умеренность в речи: не говорите ни слишком много, ни слишком быстро. Согласно Мигелю Руису, все начинается с внутренней речи, обращенной к себе. Не только критика и осуждение других, но и беспрерывные «У меня не выйдет», «Я ни на что не гожусь», «Я плохо выгляжу» — все это негатив, засоряющий нашу ментальность. Между тем это всего лишь проекции, образы, возникающие в ответ на представления о том, чего ждут от нас другие.
«Нужно выдержать паузу и осознать, что именно мы собираемся произнести и зачем хотим сказать именно это», — предлагает Екатерина Жорняк. Вывод: будем говорить меньше, но по-настоящему, подчеркивая лучшее — и в нас, и в других.
Второе соглашение: «Не принимайте на свой счет»
«Чужие дела вас не касаются. Все, что люди говорят или делают, — это проекция их собственной реальности. Если вы выработаете иммунитет к чужим взглядам и действиям, то сможете избежать бесполезных страданий».
Слова и действия другого не касаются нас непосредственно. «Они принадлежат другому, — подтверждает Оливье Перро, — потому что они — выражение свойственных ему убеждений. Это представление о вас, созданное другим, а не вы сами».
Вас критикуют? Или восхваляют? «Нет смысла чрезмерно беспокоиться о том, что думают другие люди, — отмечает Екатерина Жорняк. — Хотя игнорировать их переживания, делая вид, что мы тут вообще ни при чем, тоже неразумно». Точно так же события, случающиеся с нами, не всегда прямой ответ на наши поступки. По мнению Мигеля Руиса, нужно освободиться от эгоцентризма, который заставляет считать, что происходящее вокруг — следствие наших действий или мыслей. Наше «ячество» замыкает нас в иллюзиях. И тем самым поддерживает страдания.
Как это использовать? Речь идет скорее не о стоицизме, а о том, чтобы уметь отстраниться. Если мы берем ответственность за то, что к нам не относится, неизбежно возникают страх, гнев или грусть — это стандартная защитная реакция. «Если другой устал или в плохом настроении, не нужно принимать это на свой счет, обижаться и хлопать дверью», — предупреждает Екатерина Жорняк. Цель этого соглашения — оставить другому всю ответственность за его слова и поступки и не вмешиваться. Часто этого достаточно, чтобы разрядить обстановку.
Третье соглашение: «Не делайте предположений»
«Найдите в себе мужество в случае непонимания задавать вопросы и выражать то, что вы действительно хотите выразить. В общении с другими добивайтесь максимальной ясности, чтобы избежать недоразумений, не расстраиваться и не страдать».
«Это часто случается, — признает Оливье Перро. — Мы предполагаем, строим гипотезы и в итоге им верим». Друг не поздоровался с нами утром, и мы воображаем, что он на нас обижен! Мигель Руис считает это «эмоциональным ядом». Чтобы от него избавиться, он предлагает научиться прояснять, делиться сомнениями. «Чтобы понять других, требуется умение задавать вопросы и желание услышать человека», — отмечает Екатерина Жорняк.
Как это использовать? Нужно осознать, что предположение — продукт мыслей. Как только мы начинаем искренне верить в то, что было лишь гипотезой («Он на меня злится»), мы начинаем «давить» на другого своим поведением. Это становится источником тревоги и стресса.
Четвертое соглашение: «Старайтесь делать все наилучшим образом»
«Ваши возможности не всегда одинаковы: одно дело, когда вы здоровы, другое — когда больны или расстроены. При любых обстоятельствах прилагайте максимум усилий, и вы не будете чувствовать упреков совести, сожалений или укоров в свой адрес».
«Это правило следует из предыдущих, — констатирует Оливье Перро. — Когда вы берете на себя слишком много, вы истощаетесь и вредите себе». «Но если вы делаете меньше, чем можете, то обрекаете себя на фрустрацию, сожаления и чувство вины», — добавляет Екатерина Жорняк. Цель в том, чтобы найти равновесие.
Как это использовать? Неизвестно, что в данный момент означает «наилучшим образом». По мнению Мигеля Руиса, бывают дни, когда самое лучшее — остаться в постели. В любом случае, подчеркивает Екатерина Жорняк, «худшая ловушка — это перфекционизм, когда на первый план выходит не само дело, а желание сделать его безупречно и постоянное чувство, что сделано мало и плохо». Один из способов избежать это ощущение — заменить «Я должен сделать это» на «Я могу сделать это». Как утверждает Оливье Перро, «так можно присвоить себе поставленную цель и не заботиться об ожиданиях других».
Об авторе четырех соглашений
Мигель Руис родился в 1952 году в Мексике, в семье целителей. Работал нейрохирургом, но опыт пережитой в 1970 году клинической смерти изменил его жизнь. После этого он обращается к мудрости предков-толтеков, становится шаманом и берет на себя миссию сообщить эту мудрость как можно большему количеству людей. После долгих лет преподавания и писательской деятельности в 2002 году он передал эстафету своему сыну Хосе Луису Руису. «Четыре соглашения» остаются его главной книгой.
Читайте также
Икигай: 3 упражнения, чтобы найти свое призвание
Вы знаете это слово — «икигай»? Так японцы называют то, что позволяет им с радостью вставать по утрам. Определив, что это для вас, вы сделаете свою жизнь более интересной.
Женщины уходят первыми
Они далеки от традиционного образа «хранительницы очага», покорной, терпеливой, на все готовой ради сохранения семьи. Почему современные россиянки больше ценят себя, чем их матери и бабушки?