Если Зигмунд Фрейд противопоставил свое учение всей остальной психологии, то его достойный ученик Альфред Адлер первым противопоставил себя Фрейду, создав собственное учение и став первым «еретиком» психоаналитического движения. Весь век, однако, он пребывал в тени своего великого учителя, и, хотя теория Адлера входит во все учебники, к концу ХХ столетия школу его последователей нельзя было назвать особенно влиятельной.
Дмитрий Леонтьев
психологВсе статьи
Но удивительное дело: влияние самого Адлера оказалось гораздо шире влияния его школы. Об огромном впечатлении, которое произвела на них личность Адлера, и о воздействии его лекций на свое научное мировоззрение вспоминали крупнейшие представители гуманистической и экзистенциальной психологии: Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, не говоря о еще более близких к нему Карен Хорни и Эрихе Фромме. Школу Адлера прошел Виктор Франкл, и, хотя ему не нравилось, когда его называли учеником, именно он сравнил введение Адлером в психологию идеи цели с революцией Коперника.
Взгляды Адлера всегда отличались реалистичностью и заземленностью. В отличие от Фрейда, работавшего преимущественно с обеспеченным «праздным сословием», клиентура Адлера была из низших слоев: он основал в Вене первую систему медико-педагогических консультаций для бедных. В 1930-е годы, стараясь уйти от академизма, он создал ясную и оптимистичную работу «Наука жить», в которой достижения научной психологии сочетаются с житейской мудростью и здравым смыслом и которая обращена гораздо больше к обычным людям, чем к собратьям-психологам.
Его даты
- 7 февраля 1870: родился в пригороде Вены (Австро-Венгрия).
- 1895: окончил Венский университет с дипломом врача.
- 1897: женится на эмигрантке из России Раисе Эпштейн, которая стала матерью их четверых детей.
- 1907: выход первой книги «Исследования органической неполноценности»; приглашен Фрейдом в психоаналитический кружок.
- 1910-1911: президент Венского психоаналитического общества.
- 1911: порывает с Фрейдом, основывает собственную школу.
- 1926: начало регулярных поездок в США с лекциями.
- 1934: окончательно эмигрирует в США.
- 28 мая 1937: скончался в Абердине (Шотландия) во время лекционного турне.
Пять ключей к пониманию:
Человек целостен и неделим
Название учения Альфреда Адлера «индивидуальная психология» происходит от латинского слова individuum – «неделимый». В отличие от Зигмунда Фрейда, представлявшего человека расколотым на несколько конфликтующих инстанций, Адлер утверждал, что между сознанием и бессознательным есть различия, но нет жесткой непреодолимой границы и, главное, нет конфликта. Они работают на достижение одних и тех же целей и помогают друг другу.
Стремление к цели
Именно Адлеру мы обязаны введением в психологию человека нового принципа, объясняющего наше поведение, – стремление к цели: «Мы должны спрашивать не «почему?», а «зачем?». Через понятие цели Адлер описывает даже сновидения и патологические симптомы. В первых отражаются актуальные задачи человека. Вторые способны приносить не всегда сразу заметную пользу (с точки зрения целей, не лежащих на поверхности). Развивая эти идеи, Адлер построил первую в психологии развернутую теорию смысла жизни, который он понимал как объективную (хотя и не всегда осознаваемую) ее направленность. И создал представление о жизненных задачах.
Жизнь как преодоление
Адлер открыл, что люди с телесными дефектами стремятся компенсировать их за счет усиленного развития других сторон (физических и интеллектуальных), благодаря чему часто добиваются незаурядных успехов. В раннем варианте своей теории он предположил, что неполноценность – это главная движущая сила человека: «Каждый из нас ощущает неполноценность, так как каждый находится в ситуации, которую хотел бы улучшить». Из этого чувства рождается стремление к преодолению, превосходству, успеху. Однако позже он поменял два этих явления местами: стремление к успеху, – утверждал он, – первично и универсально, а неполноценность ощущают лишь те, кто в нем терпит неудачу. Хроническое переживание этого состояния может перерасти в комплекс неполноценности (авторство этого популярного понятия тоже принадлежит Адлеру).
Человек человеку свой
Человеком движет еще один мотив – социальный интерес, или чувство общности, понимаемое как «стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей». Стремление к преодолению и успеху при неразвитом чувстве общности приводит к развитию неврозов, преступности, алкоголизма и наркомании. Адлер первым ввел в психоанализ и глубинную психологию межличностное измерение.
Семья как коллектив
Если Фрейд подчеркивал роль отношений с родителями в развитии ребенка, то Адлер первым обратил внимание на то, что семья предполагает еще и взаимоотношения между детьми. Именно эти взаимоотношения приводят к формированию определенных психологических особенностей в зависимости от порядка рождения детей: есть нечто общее у всех первенцев, у вторых сыновей (которые все время видят перед собой пример-вызов старшего брата), у единственных детей и т.д.
Книги Альфреда Адлера
- Наука жить. Port-Royal, 1997.
- Очерки по индивидуальной психологии. Когито-Центр, 2002