Эрих Фромм, голограмма века

Каждая новая книга Фромма становилась событием, причем не какой-то одной науки, а всей интеллектуальной жизни западного мира. Да он и не вмещался в рамки одной и даже нескольких наук. Фромм как никто другой смог построить многомерный образ человека. Свобода и конформизм, любовь и агрессия, сновидения и религия, жизнь и смерть, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс, инстинкты, рынок и совесть – все эти грани мерцают в стройных и ясных книгах Эриха Фромма.

Дмитрий ЛеонтьевДмитрий Леонтьев 
психологВсе статьи


alt

Ровесник XX века, один из многочисленных интеллектуалов, эмигрировавших в США из захваченной Гитлером Европы, Эрих Фромм засверкал яркой звездой в 1940-е годы, после выхода его первой книги «Бегство от свободы». Книга констатировала крах иллюзий эпохи Просвещения о том, что с прогрессом науки и промышленности человек также будет совершенствоваться. Действительно, говорит Фромм, возможности человека увеличиваются, но большинство отворачивается от них и бежит от свободы, потому что она неотделима от ответственности.

С тех пор каждая новая книга Фромма становилась событием, причем не какой-то одной науки, а всей интеллектуальной жизни западного мира. Да он и не вмещался в рамки одной и даже нескольких наук. Психолог? Признанный классик. Философ? Да, и весьма незаурядный. Этик? Бесспорно. Социолог? Конечно. Религиовед? По меньшей мере две серьезные книги на эту тему: «Психоанализ и религия» и «Дзен-буддизм и психоанализ». Политический идеолог? Фромм не только создал политическую программу, но и участвовал в попытке ее осуществления. Так же безуспешно желание «вписать» его в рамки какого-то определенного мировоззрения. Часто его относят к психоаналитикам, подразумевая, что он владел ремеслом психоанализа и зарабатывал им деньги, а также основал психоаналитические общества и институты в разных странах. Однако теоретические позиции Фромма далеки от привычного психоанализа. Он называл их «гуманистический психоанализ», но в это обозначение не вписывается множество его работ по общественно-исторической детерминации сознания людей, их бессознательного, а также характера и личности.

Фромм как никто другой смог построить многомерный образ человека. Свобода и конформизм, любовь и агрессия, сновидения и религия, жизнь и смерть, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс, инстинкты, рынок и совесть – все эти грани мерцают в стройных и ясных книгах Эриха Фромма. Как в кусочках голограммы, человек XX столетия отразился в них во всех своих противоречиях.

Его даты

  • 23 марта 1900: родился во Франкфурте-на-Майне.
  • 1918-1922: изучает юриспруденцию и социологию в университетах Франкфурта и Гейдельберга, получает докторскую степень по социологии.
  • 1924-1930: учится психоанализу, открывает частную практику.
  • 1934: эмигрирует в США.
  • 1942: выход книги «Бегство от свободы».
  • 1950: переезжает в Мексику.
  • 1960-1968: активная политическая и антивоенная деятельность.
  • 1973: выход книги «Анатомия человеческой деструктивности».
  • 1974: переезжает в Швейцарию.
  • 18 марта 1980: скончался от четвертого инфаркта.

Пять ключей к пониманию:

Расколотая природа

Человек рождается, когда животное выходит за рамки природы и перестает управляться одними наследственными механизмами. Возникают самосознание, разум и воображение, которые разрушают гармонию с природой и побуждают человека искать свой путь. Но он не может полностью порвать с природными корнями и всю жизнь испытывает эту двойственность, раскол внутри собственной природы.

Жизнь как процесс рождения

Рождение в общепринятом смысле – лишь начало рождения как такового. Ребенок отнюдь не самостоятелен, его отношения с матерью – это «психологический симбиоз». Все дальнейшее развитие – это постепенное, шаг за шагом, преодоление симбиотических связей и рождение индивидуальной личности. Впрочем, получается это далеко не у всех…

Общество как замена биологических связей

Общество порождается стремлением человека отказаться от своих эволюционных достижений – сознания, разума и свободы – и вернуться к беспроблемному дочеловеческому состоянию единства с природой. Это невозможно, однако заменой ему служат формы социальной организации, сливаясь в которые мы можем обходиться без свободы, ответственности и разума, подчиняясь установленным правилам. Социальные структуры формируют не только единые для членов данного общества формы сознания, но и формы бессознательного и структуры личности.

Любовь деятельная

Наиболее, пожалуй, популярная из книг Фромма – «Искусство любить». В первых русских изданиях название переводили как «Искусство любви», но это грубая ошибка. Любовь для Фромма – не пассивное эмоциональное состояние, но активная способность, искусство, в котором можно и нужно совершенствоваться, глагол, а не существительное.

Иметь или быть?

Так называется последняя завершенная и изданная прижизненно книга Фромма. Обладание и бытие – это два основных способа существования человека. Крах ожиданий, которыми встречали XX век, связан с победой обладания над бытием, с доминированием всеобщего стремления сделать весь мир и самого себя объектом владения, собственностью, если не буквально, то символически. Путь к выздоровлению общества идет через восстановление ценности бытия.

Книги Эриха Фромма:

  • Искусство любить. Азбука-классика, 2006.
  • Бегство от свободы. Человек для самого себя. Изида, 2004.
  • Душа человека. Республика, 1992.
Без рубрики .