«Что ответили мне Кант, Ницше и Сартр»

«Я потерял вкус к жизни, можете ли вы мне помочь?» Этот вопрос философ Мишель Лакруа задал трем своим коллегам… из прошлого. И представил себе, что они могли бы ему ответить.


«Что ответили мне Кант, Ницше и Сартр»

Дорогой Кант, дорогой Ницше, дорогой Сартр!

Об авторе

Мишель Лакруа (Michel Lacroix) — доктор философии, преподаватель французского университета Эври-Валь д’Эссон, автор многих книг, среди последних «Развитие личности» («Le Developpement personnel» Flammarion, 2004. На русский язык не переведена).

Я прекрасно понимаю, что, напрямую обращаясь к великим философам с просьбой научить меня жить, я веду себя необычно и, пожалуй, даже бесцеремонно. Однако я уверен, что вы сможете мне помочь. Я чувствую, что блуждаю по жизни наугад, без цели и смысла, хотя у меня есть все, что нужно человеку для счастья: семья, друзья, любимая работа. Я разуверился во всем, что было для меня значимо прежде, и в первую очередь утратил веру в человечество, которое, по моему мнению, прямиком движется к собственной погибели. Я стал жертвой чего-то похожего на меланхолию. Помогите мне вновь ощутить радость бытия. Разъясните смысл жизни – если он вообще существует.

Мишель Лакруа

P. S. (Канту.) Пожалуйста, не пытайтесь преподать мне урок морали вместо того, чтобы ответить по существу.

Об этом

  • Иммануил Кант. Антропология с прагматической точки зрения. Наука, 2002.
  • Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла… Харвест, 2003.
  • Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Аудиокнига, 1cd/mp3, Ардис, 2004.
  • Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. Республика, 2000.
  • Жан-Поль Сартр. Тошнота. Стена. Фолио, 1999.

Для этого немецкого философа (1724–1804) возможности познания мира ограничены естественными явлениями, изучаемыми наукой. Однако, считал он, разум человека способен стать движущей силой духовного развития и привести к торжеству нравственности.Для этого немецкого философа (1724–1804) возможности познания мира ограничены естественными явлениями, изучаемыми наукой. Однако, считал он, разум человека способен стать движущей силой духовного развития и привести к торжеству нравственности.

ОТВЕТ Иммануила Канта «Помоги человечеству стать лучше»

Дорогой Мишель, не беспокойся, я не стану твердить тебе о моральном долге и нравственном императиве. Мне принято приписывать излишнюю строгость и категоричность суждений, однако помимо прочего я еще и философ истории – именно в этой своей ипостаси я и хотел бы поговорить с тобой, поскольку вижу: ты впал в уныние не только по поводу своей собственной жизни, но и по поводу будущего человеческого рода в целом.

По причинам, излагать которые здесь было бы затруднительно и излишне, я свято верю в прогресс человечества. Я верю в приближение лучшего человеческого общества, каждый член которого будет личностью, человеком свободным, достойным того, чтобы служить высшей целью бытия, а не средством ее достижения.

В этом будущем мире будет признано достоинство каждого, политика подчинится морали, а между государствами наступит нерушимый мир. Иными словами, твой пессимизм не оправдан. Есть только одно «но»: все это не произойдет само собой. «Царство гармонии», как я его называю, – всего лишь слабый росток, укорененный в человеческой природе, и только от людей доброй воли зависит, зачахнет он или выживет и начнет плодоносить. И здесь очень многое зависит от тебя. Сделай так, чтобы эта прекрасная мечта сбылась: помоги человечеству стать лучше. Используй свою энергию для достижения свободы, справедливости, мира. Таким образом ты будешь идти в ногу с историей. А кроме того, обретешь смысл жизни.

Этот немецкий философ и писатель (1844–1900) пропагандировал создание новых ценностей – таких, как воля к власти или радость от контакта с реальностью, которые, по его мнению, должны были способствовать появлению нового человеческого типа – так называемого сверхчеловека.Этот немецкий философ и писатель (1844–1900) пропагандировал создание новых ценностей – таких, как воля к власти или радость от контакта с реальностью, которые, по его мнению, должны были способствовать появлению нового человеческого типа – так называемого сверхчеловека.

ОТВЕТ Фридриха Ницше «Наполни жизнь энергией»

Мишель, не жди, что я стану делать умный вид и строить из себя специалиста по вопросу смысла жизни. Я ненавижу философов, берущихся утверждать, будто они проникли в суть вещей и разгадали первопричину бытия. Мой тебе совет: не ищи утешения в абстрактных идеалах. Справедливость, демократия, права личности – все это не более чем вымысел (я прочел ответ Канта, и, признаться, он оставил меня в недоумении). Что касается религии, то тебе ли не знать, как я к ней отношусь. Как от чумы, беги от священников, раввинов и прочих имамов. Только одно должно иметь для тебя значение – жизнь. Твоя жизнь.

Но берегись: в мире есть два типа людей. Одни ведут униженное существование: они испытывают чувство вины уже за то, что просто существуют на свете, и их вечный удел – оставаться бесправными рабами морали. Другие же отваживаются жить по-настоящему. Они используют жизненную силу, которая в них заложена, и не страшатся прислушиваться к самым потаенным своим желаниям. Стань одним из них – живи интенсивно. Проникнись страстью ко всему, что может сделать тебя сильнее, будь то спорт, музыка, путешествия, литературное творчество, работа, медитация, развлечения, любовь, наука… Самое главное – до конца следуй своему призванию, не останавливаясь ни перед какими преградами. Только так ты станешь сверхчеловеком, сын мой.

Этот французский философ и писатель (1905–1980) доказывает априорное отсутствие смысла бытия и настаивает на осознании этого факта. Он считает, что, основываясь на экзистенциальном страхе перед бесцельностью своего существования, каждый человек свободен создать собственный, уникальный смысл жизни.Этот французский философ и писатель (1905–1980) доказывает априорное отсутствие смысла бытия и настаивает на осознании этого факта. Он считает, что, основываясь на экзистенциальном страхе перед бесцельностью своего существования, каждый человек свободен создать собственный, уникальный смысл жизни.

ОТВЕТ Жана-Поля Сартра «Воспользуйся своей свободой»

Мишель, ты пишешь, что тобой овладело смятение, что твоя жизнь лишена смысла. Прежде всего, разреши заметить тебе следующее: это письмо свидетельствует о ясности твоего сознания. Да, судьба человека именно такова, какой ты ее описываешь: наша жизнь по определению не имеет смысла. Мы выброшены в этот мир без каких бы то ни было оснований, но в отрыве от нашего сознания он не существует. Нет ничего такого, за что можно было бы зацепиться: ни Бога, ни блага в себе, ни правды, ни спасения. Но признание этого – лишь первый шаг. Отсутствие смысла – прекрасный повод воспользоваться собственной свободой: у твоей жизни не будет иного смысла, кроме того, который ты сам для нее изберешь. Я настаиваю на этом слове – «избрать»: вопрос не в том, какой именно выбор ты сделаешь, а в том, чтобы ты сделал выбор.

Воспользуйся своей свободой – строй планы, совершай поступки. Сегодня возможностей больше, чем когда-либо прежде. Найди точку приложения своих усилий, и тем самым ты создашь смысл собственного существования. Но вот что важно: ты свободен, однако это не дает тебе права на бессмысленные метания. Ты несешь ответственность не только за то, чем являешься сам, но и за всех остальных людей. Что бы ты ни делал, пытаясь приблизиться к избранному тобой образу человека, ты в то же время неизбежно приближаешь и тот образ, каким, как ты считаешь, он должен быть. Помни, что, выбирая себя, ты выбираешь человеческое существо как таковое.

Все статьи этого досье

Без рубрики .