В любви они не изменились

Международный женский день – прямой повод поговорить с автором международного бестселлера «Как любят женщины» психологом Мариз Вайан. Ее выводы приводят в замешательство: сегодня женщины по-прежнему стремятся оставаться в тени мужчин, а политической власти предпочитают власть домашнюю. Почему?

Мариз Вайан (Maryse Vaillant) – французский клинический психолог, специалист по вопросам воспитания, автор многочисленных книг, последняя из которых – «Comment aiment les femmes» (Seuil, 2006).

alt

Psychologies:  Насколько сильно современная женщина отличается от своих предшественниц?

Мариз Вайан:  Не настолько, как хотелось бы. Конечно, на первый взгляд сегодня в ее жизни многое выглядит иначе, ведь невероятно изменилось все то, что касается двух главных ипостасей человека – созидать, производить нечто и воспроизводить себя, свой род. Возможность контролировать процесс зачатия изменила и самоощущение женщины, и ее ответственность за генеалогию своего рода, и характер отношений с мужчинами. Сегодня, когда она сама может выбирать, когда ей становиться матерью, быть чьей-то подругой или супругой означает далеко не то же самое, что раньше. Но эта свобода выбора обманчива: количество яйцеклеток в женском организме не увеличилось: если не воспользоваться ими вовремя, будет слишком поздно. Биологические часы вынуждают женщин рожать детей в том возрасте, когда больше хочется творить, чем размножаться.

Другая сторона произошедших с ней фундаментальных перемен – это ее взаимоотношения с работой. Она имеет право учиться и получать дипломы, после чего вроде бы вправе претендовать на соответствующую работу и уровень ответственности, то есть на равенство с мужчиной. Но нет! И эти изменения обманчивы: женщин иначе принимают на работу, им доверяют обязанности меньшего социального статуса (по сравнению с мужчинами), и зарплата у них другая… В этих двух областях – при всем неоспоримом прогрессе по сравнению с эпохой наших матерей и бабушек – факты упрямо говорят о том, что женщины по-прежнему не равны мужчинам.

alt
А как это проявляется в отношениях внутри пары?

М. В.: В любви больше, чем в любых других сферах нашей жизни, женщины ведут себя не как равные мужчинам, словно на глубинном уровне между нами существует определенная асимметрия. Почему сильные, независимые, свободные женщины, у которых есть все интеллектуальные и психологические возможности, чтобы быть равными мужчинам, по-прежнему воспроизводят архаичные модели подчинения? Что им это дает? Какое женское удовольствие тут скрыто, раз эта патриархальная модель настолько эффективна и продолжает действовать? Они что, жертвы неких внешних сил, например биологии или самих мужчин?

Рискну предположить, что они стали жертвами стихий, которые берут начало в них же самих. В любовных отношениях женщина чаще всего оказывается уязвимой: она ждет от мужчины, что тот буквально наполнит ее счастьем, подарив всю любовь мира. Иначе говоря, она ждет от него того же, чего маленькая девочка ждет от своего отца. Женщина воображает мужчину сильным и могучим, обладающим всем, чего страстно желает каждый человек, а именно фаллической, семейной и общественной властью, на которой основывалась гармония ее жизни в детстве. У семейного очага она, стремясь подражать матери, дарит мужчине признательную и доверчивую любовь, сулящую безграничные возможности и безграничную свободу. Но если эта идеализация отца, связанная с эдиповым комплексом, не проходит с наступлением подросткового возраста, женщина рискует перенести эти чувства на мужчину своей жизни, ожидая от него, что он наконец сделает из нее «настоящую женщину».

Вы хотите сказать, что в любви мы действуем по той же схеме, что наши мамы и бабушки?

М. В.: Да. Несмотря на эволюцию общества, логика, по которой строятся любовные отношения, по-прежнему, как мне кажется, соответствует схемам, описанным Фрейдом в XIX веке. Мужчина-отец, «образцовый глава семейства», пользующийся авторитетом в обществе, нерушимая опора института семьи, носитель родового имени и блюститель семейной чести, политически и профессионально активный, а в экономическом плане – единственный кормилец жены и детей. Женщина – супруга и «мать семейства», плодовитая и подчиненная, не занимающаяся политикой. Из рук отца она попадает под покровительство мужа, который будет с этого момента распоряжаться ее имуществом и устройством ее жизни. Эта патриархальная модель позволяет объяснить и поведение современных женщин в любви.

Такое впечатление, что образ отца, эта преувеличенная модель мужской силы, продолжает действовать. Очень часто стремление к самореализации женщин, их жизненные искания все еще непременно предполагают мужчину. Это могут быть отец, сын, муж, начальник – тот, у кого есть власть. Женское оружие давно известно – обольщать, доминировать, покоряться и покорять. Конечно, к нашему великому счастью, это касается не всех. Но и сегодня подавляющее большинство женщин живут именно так.

alt
Вас не смущает как женщину, психолога и феминистку, что мы все еще остаемся в рамках фрейдистской системы координат, где женщина определяется как не-мужчина?

М. В.: Много лет меня раздражала его идея отсутствия, недостатка у женщины фаллического начала. Поскольку личность всегда формируется в условиях нехватки чего-либо, каждый человек – и мужчины, и женщины – сталкивается с этим ощущением. Однако Фрейд сформулировал то, что, как выясняется, остается истинным и сегодня. Мы можем мечтать об ином мироустройстве, но реальность такова, что орган, отличающий нас друг от друга, этот кусочек плоти, который у одних есть, а у других отсутствует, меняет все.

Однако рассуждения о роли фаллического начала раздражают меня гораздо меньше, чем так называемая женская слабость и хрупкость. Женщины по сравнению с мужчинами обладают двумя несравненными источниками могущества: способностью рожать и способностью испытывать множественный оргазм. Их мудрость проявилась в том, что они сумели выдвинуть на первый план свою мнимую слабость, чтобы извлечь из нее огромную выгоду: отсутствие явной власти они компенсируют за счет психологического наслаждения. Они властвуют не сами, а опосредованно, через мужчину, супруга, начальника или сына.

Можно ли говорить о том, что в отношениях с мужчинами женщинам присущ мазохизм*?

М. В.: В психологическом наслаждении, которое на бессознательном уровне побуждает женщин подчиняться мужчинам, важную роль играет нарциссизм – нарциссизм женщин, которые никогда не чувствуют себя ни достаточно красивыми, ни достаточно молодыми, но которых мужчины любят такими, какие они есть. Некоторые из них в результате попадают в ловушку: обольщение становится их судьбой, потому что удовольствие, которое они получают, соблазняя, превосходит все другие удовольствия. Другое высшее наслаждение дает им мазохизм, который заставляет многих женщин держаться в тени мужчины, служить и поддаваться ему, чтобы таким путем покорить его и подчинить себе.
Хотя с виду кажется, что женщины «тушуются», на самом деле речь идет о захвате власти?

М. В.: Именно так. Причем абсолютной власти. Они контролируют мужчину или возводят его на пьедестал, чтобы им было удобнее упрекать его, когда он с него падает… Женское оружие – это жалобы и упреки. Подобный мазохизм позволяет женщине испытать безумное наслаждение, потому что мужчина как «другой» просто исчезает: неважно, какие у него достоинства и способности, неважно, что он собой представляет, главное – как женщина этим распорядится. Некоторые из них получают больше удовольствия, оставаясь в тени и незаметно дергая за веревочки, нежели занимая подобающее им место в круге света.

Многие женщины живут согласно трем психологическим схемам: сила красоты уравновешивает власть денег; власть матери над детьми компенсирует ее профессиональную уязвимость; покоряясь и служа мужчине, женщина тем самым обретает власть над ним. Эти схемы очень устойчивы, и к тому же они доставляют женщинам столько удовлетворения (как, впрочем, и мужчинам, которым они также выгодны), что просуществуют еще очень долго. А те женщины, которые свободны от этих схем и не стремятся к бессознательной власти над мужчинами, так или иначе за это расплачиваются. Чаще всего тем, что остаются одинокими.

Если женщина не отвечает общепринятым критериям женственности – соблазнение, хрупкость, чувствительность, материнство, – то мало найдется любителей ее особого рода красоты. Это верно и для тех, кто открыто демонстрирует свою интеллектуальную мощь или жажду власти. Что же касается тех женщин, которые вышли из детородного возраста и потому стали «невидимыми» для мужского глаза, они прекрасно знают, какую цену платит тот, кто перестает соответствовать тиражируемому СМИ образу вечной женственности.

Похоже, любви в отношениях вы отводите совсем незначительное место?

М. В.: Вовсе нет. Женщины, которые дорожат влиятельными мужчинами, как и те, кто посвящает себя своему сыну, начальнику или мужу, могут их искренне любить. Любовь – это смешение идеализации партнера, потребности господствовать над ним, сексуального желания, обладания, самоотдачи… Но я не могу не учитывать стоящее за всем этим сильнейшее психологическое удовлетворение. Оно выступает как бессознательное противопоставление общественным установкам. Посмотрите, к примеру, сколько вокруг нас женщин с высшим образованием (и не одним), умных и независимых, которые отказываются от карьеры ради воспитания детей. Общество экономически не нуждается в женском труде и готово «вернуть» их на традиционное место, к плите и детям. Некоторые женщины бессознательно на это идут и при этом не только не страдают от такого положения, но и находят в нем подтверждение своим глубинным желаниям – и так реализуют себя.
Получается, что упорная борьба феминисток за равноправие так и не помогла женщинам преодолеть традиционные модели поведения?

М. В.: К сожалению, это так. Нельзя отойти от привычных схем путем коллективной борьбы; каждая женщина должна проделать свой личный путь, сделать свой выбор. Влияние патриархального уклада настолько сильно, что через него надо пройти, чтобы от него освободиться.

Скрытый матриархат существовал всегда: тысячи женщин властвовали в своей семье над мужем и детьми. Всегда существовала власть женщин, скрывавшихся за спинами мужчин; всегда были женщины, курившие трубку, которые таким способом эмансипировались, освобождаясь от давления общественной морали… Сегодня некоторые молодые женщины ведут очень раскованную половую жизнь и сами выбирают себе мужчин. Но, хотя методы создания пары изменились, цель осталась прежней! Мы по-прежнему остаемся в рамках архетипической модели отношений между мужчинами и женщинами. Недостаточный вес в политике компенсируется перевесом в семье, и так происходит на протяжении столетий. Пока женщины будут вынашивать детей, ничего не изменится. Но если когда-нибудь будет создана искусственная матка, перед которой мужчины и женщины будут равны, то возникнет совершенно новое человечество.

* Половое удовлетворение при физических или моральных страданиях, причиненных половым партнером.

Без рубрики .