Найти путь к тому, кем мы были у истоков нашей жизни, и поучиться у этого ребенка спонтанности, свежести восприятия, неординарности мышления… Разные направления психологии утверждают: нам стоит наладить внутренний диалог со своим детским «я».
Основатели Рима Ромул и Рем, брошенные их злым дядей в стремительные воды Тибра; древне-еврейский пророк Моисей, чудесным образом спасенный дочерью египетского фараона; повелитель олимпийских богов Зевс, едва не проглоченный в младенчестве собственным отцом Кроносом… Большинство культурных традиций несут в себе мифы, предания и волшебные сказки, повествующие о детях, которым удалось избежать опасности и пройти через множество испытаний, прежде чем реализовать себя и превратиться в героев. Эти персонажи прекрасно иллюстрируют концепцию, завоевавшую огромную популярность в современной психологии: в каждом из нас живет ребенок, которым мы были когда-то и которому мешает себя проявить наша сегодняшняя взрослая ипостась. Признать и освободить этого ребенка означает признать и раскрыть нашу внутреннюю сущность, спонтанность и творческий потенциал.
Освободить свое будущее
Еще в 40-х годах прошлого века крупнейший швейцарский психолог Карл Густав Юнг (Сarl Gustav Jung) обратил внимание на то, что в различных мифологических системах божественному ребенку нередко отводится роль спасителя. Позже Юнг рассказал о своем собственном необычном опыте – знакомстве с ребенком внутри себя, которое оказало на него огромное влияние.
«АРХЕТИП РЕБЕНКА ВЫРАЖАЕТ САМОЕ СИЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОРЕАЛИЗАЦИИ».
Пытаясь восстановить в памяти свои детские игры, он ощутил, что воспоминание это отзывается в его душе необычным трепетом и теплом. «Ага, – сказал я сам себе, – все это еще живо во мне. Малыш внутри меня не умер и полон творческой энергии, которой так недостает мне. Но как же мне найти к нему путь?» Для меня, взрослого человека, казалось невозможным вернуться к себе одиннадцатилетнему. Но другого пути не было, и я должен был найти обратную дорогу к своему детству с его детскими забавами. Это был поворотный момент в моей судьбе»*.
Встреча с внутренним ребенком позволила Юнгу создать теорию архетипов, согласно которой коллективное бессознательное состоит из структурных элементов-символов, выражающих наиболее фундаментальные взаимоотношения в обществе, – именно они, по мнению психолога, и лежат в основе всех психических процессов и переживаний, причины и смысл которых не всегда ясны нам самим. В этой системе архетип ребенка воплощает жизненные силы, пути и возможности, недоступные для интеллектуального осмысления, и выражает самое сильное стремление человека – стремление к самореализации. Как пишет Юнг, «ребенок – это потенциальное будущее»**.
* К. Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления». Харвест, 2003.
** К. Г. Юнг «Божественный ребенок». АСТ, 1997.
Концепцию «внутреннего ребенка» взяли на вооружение психологи сразу нескольких направлений. «Несмотря на многочисленные расхожде-ния между учеными разных психологических школ, – говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова, – все они трактуют это понятие как синоним эмоциональной открытости миру, спонтанных побуждений и способности радоваться. В экзистенциальном анализе этому понятию соответствует способность быть близким самому себе».
Среди научных концепций, в той или иной мере вобравших в себя представления о внутреннем ребенке, наиболее известна теория транзактного анализа, созданная в 60-е годы прошлого века американским психотерапевтом Эриком Берном (Eric Berne).
Согласно Берну, в нашем внутреннем мире существуют три состояния «я»: это Родитель, устанавливающий правила, Взрослый, который анализирует информацию и разрешает проблемы, и Ребенок, реагирующий на мир эмоционально и непосредственно. По словам Берна, «во многих отношениях Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование»***.
«ВСЕ МЫ ОСТАЕМСЯ ДЕТЬМИ, СОСЛАНЫМИ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ».
В 80-е годы американский психолог Джон Брэдшоу (Jonn Bradshaw) сделал следующий шаг в понимании подлинных отношений с нашим детским «я». В частности, он считал, что все мы остаемся детьми, сосланными во взрослую жизнь. Брэдшоу разработал психотерапевтический метод общения с внутренним ребенком, обогатив это понятие новым содержанием.
Он считал, что внутренний (как и любой) ребенок растет и развивается, проходя при этом те же стадии личностного развития: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и так далее. В какой-то момент мы перестаем его чувствовать, покидаем его, забываем о нем, нанося ему тем самым глубокую травму. Брэдшоу называл покинутого внутреннего ребенка «раненое дитя». От того, на какой стадии развития внутреннего ребенка мы разорвали с ним связь, зависит, какие проблемы мы будем испытывать в нашей взрослой жизни. Методика Брэдшоу заключается в том, чтобы понять, в какой именно момент мы отвернулись от собственного детского «я», вернуться к нему и заново наладить контакт.
Примерно в то же время к концепции «внутреннего ребенка» обратились и американские психоаналитики Гэл и Сидра Стоун (Gal and Sidra Stone), считавшие, что Ребенок обитает в нашем внутреннем мире наряду с множеством других субличностей (ипостасей): Карьеристом, Тираном, Защитником, Артистом… Отталкиваясь от идей итальянского психоаналитика, основателя психосинтеза**** Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli), полагавшего, что эти субличности провоцируют внутренние конфликты и мешают проявлению нашего подлинного «я», Гэл и Сидра Стоун разработали метод «внутреннего диалога», цель которого – предотвратить душевный дискомфорт посредством установления контакта с каждой из субличностей в отдельности и в первую очередь – с нашим внутренним ребенком.
*** Э. Берн «Люди, которые играют в игры». Современный литератор, 2006.****Метод психотерапии, состоящий в обобщении, толковании и разъяснении информации, полученной при психоанализе.
Разговор с собой
Несмотря на разное видение места внутреннего ребенка в жизни взрослого, психологи согласны в одном: общение с ним необходимо. Для этого очень важно научиться с ним разговаривать. Часто мы относимся к процессу диалога с самими собой иронично, однако в действительности такие разговоры – наша глубинная потребность. «Даже став взрослым, каждый из нас нуждается в заботе, – говорит Светлана Кривцова. – Поэтому важно помнить, что рядом с каждым из нас всегда есть преданный и дружески настроенный человек – это мы сами».
Мы воспитаны в культуре, которая не учит нас удовлетворять свои потребности в тепле и нежности самостоятельно. Однако это не только естественно, но и необходимо. «Попытайтесь обратиться к самому себе так, как доброжелательный старший обратился бы к усталому и несчастному младшему, – советует Светлана Кривцова, – скажите своему внутреннему ребенку все те слова, которые вы хотели бы услышать от мамы или другого эмоционально близкого человека. Пожалейте себя после трудного рабочего дня – и вы ощутите тепло и покой. Отказывая себе в этом, не желая или стесняясь вести со своим внутренним детским «я» такие разговоры, мы рискуем «перегрузить» своими ожиданиями тех людей из нашего окружения, которые способны подарить нам тепло».
Редко у кого было идеальное детство – без конфликтов, переживаний и травм. Поэтому потребность восстановить связь со своим внутренним ребенком с целью подбодрить его, утешить, понять есть у каждого из нас. Разговор со своим детским «я» – не единственная форма внутреннего диалога, однако, пожалуй, одна из самых важных. И начинать общение с собой стоит именно с нее.
Центр психологического консультирования и психотерапии «Генезис»т. (495) 792 7014.
Центр практической психологии «Интеграция»т. (495) 254 9384.
Об этом
Карл Густав Юнг «Божественный ребенок»АСТ, 1997.Сборник лекций, статей и эссе основателя аналитической психологии К. Г. Юнга, в которых он исследует глубинные основы психики человека. Работа «Божественный ребенок» – лишь одна из них.
5 шагов ему навстречу
Пытаясь говорить со своим внутренним ребенком, постарайтесь не притворяться им, но почувствовать его. Этому помогут упражнения, которые предлагает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.
Чтобы установить с ним контакт, положите обе ладони на область солнечного сплетения или на участок на уровне груди. Закройте глаза. Спросите себя: что я чувствую? Чего бы мне хотелось? Прислушайтесь к себе.
Поговорите со своим внутренним ребенком или напишите ему письмо. Расскажите ему о себе с того момента, как вы стали взрослеть, поделитесь сомнениями и открытиями. Поначалу подобное упражнение может смущать: возможно, это следствие того, что вам сложно принять своего внутреннего ребенка.
Если вы чувствуете, что вам давно словно чего-то недостает, пожалейте себя – своего внутреннего ребенка. Вы потеряли много времени, на протяжении долгих лет не обращаясь к себе. Вы потратили массу сил на какие-то важные дела, вы истощены, а человек в таком состоянии становится очень хрупким. Скажите себе несколько сочувственных слов, и вы ощутите, как возвращаются жизненные силы. Учитесь быть себе матерью – той, которая понимает, жалеет и может дать тепло. (Чтобы потом, со временем, научиться быть себе родным отцом, то есть справедливым судьей.)
Если эмоций слишком много, просто нарисуйте их. А затем попросите своего внутреннего ребенка нарисовать того взрослого, которым вы стали. Вы можете попросить его нарисовать то, что вызывает у него гнев, гордость, счастье или печаль.
Возьмите лист бумаги, выпишите в одну колонку то, чем вы гордитесь, а в другую – список своих детских обид. Очень часто то, чем мы гордимся, вырастает из того, чего мы недополучили в детстве. Вечно гоняясь за новыми достижениями, мы часто не можем остановиться, и вполне вероятно, что к нескончаемой погоне за все новыми свершениями нас побуждает тот самый обиженный «внутренний ребенок», которому вы так давно не уделяли внимания.