Павел Флоренский, ренессансный гений

Один из фильмов про него называется «Русский Леонардо». Математик, философ, священник, богослов, искусствовед, геолог, ботаник и физик, участник плана ГОЭЛРО и апологет христианства. Уникальный человек, который выбрал общую участь.

alt

Весной 1989 года я ехал в командировку в поезде Мары – Кушка. Навстречу шли эшелоны с войсками из Афганистана. Парень-проводник дал мне почитать «Вопросы философии», я ему ответил свежей «Литературной учебой». В обоих журналах были опубликованы тексты Флоренского. Они были мне еще не очень понятны, но сам он сразу стал близок. Близок голосом, мыслями о спасительности дома, своей судьбой человека, который в эпицентре социальных потрясений жил любовью, наукой, детьми, Евангелием.

Веру в Бога будущий священник обрел в том возрасте, когда подростки обычно ее теряют. Бывшие семинаристы уходили в науку и революцию, а он, закончив университет, поступил в Духовную академию. В 1920-е годы Флоренский – один из немногих священников, кто осмеливается ходить по Москве в рясе и в ней же читает лекции в советских вузах. В эти годы он совершает открытия, намного опережающие современную ему науку: предсказывает существование черных и белых дыр и античастиц, объясняет обратную перспективу в иконописи, конструирует прототип компьютера и приходит к выводу о конечности Вселенной…

После ареста статьи по электричеству для БСЭ пересылались к нему в тюрьму – другого редактора найти не удалось. За него ходатайствуют и академик Вернадский, и вдова Горького Екатерина Пешкова, и президент Чехии Томаш Масарик. В 1935 году в лагерь приходит распоряжение сообщить «не снявшему сана» Флоренскому, что он может покинуть страну. Павел Александрович отказывается от освобождения, чтобы разделить судьбу товарищей.

«Все проходит, но все остается, – писал Флоренский. – Ничего не уходит совсем, ничего не пропадает… И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды…»

Его даты

  • 9 (22) января 1882: родился в Евлахе (ныне Азербайджан) в семье инженера-путейца.
  • 1900: окончил с отличием тифлисскую гимназию, а затем – физико-математический факультет Московского университета.
  • 1904: поступил в Московскую духовную академию.
  • 1906: арестован за проповедь с осуждением смертной казни и призывом остановить братоубийство.
  • 1910: обвенчался с Анной Гиацинтовой.
  • 1911: рукоположен в диаконы, на следующий день – в священники.
  • 1914: священник походной церкви в санитарном поезде; в мае стал профессором Московской духовной академии.
  • 1922: выпускает книгу «Мнимости в геометрии».
  • 1928: арестован и сослан в Нижний Новгород.
  • 1933: в заключении пишет трактат «Предполагаемое государственное устройство в будущем».
  • 1934: после отказа эмигрировать переведен в Соловецкий лагерь.
  • 8 декабря 1937: расстрелян в Ленинграде.

Ключи к пониманию

Помнить прошлое и жить во времени

Не случайно наша память высвечивает прежде всего хорошее – тем самым она обостряет наше видение доброго в настоящем. Забвение же равно унынию. Об этой опасности Флоренский писал матери: «Если жизнь вообще имеет смысл и ценность, то забывать прошлое – неблагодарность и неразумие, ибо все становится прошлым и тогда вся жизнь в сумме должна оказаться чистым нулем». Флоренский часто вспоминал шекспировское выражение «паз времени» («Время вышло из пазов», – говорит Гамлет), считая его математически точным и подразумевая под ним жизнь рядом с предыдущим и последующим поколением. Ощущать себя встроенным в пазы времени он считал большой удачей и счастьем. Когда он на Соловках узнал о рождении внука, то написал домой: «…Есть [у него] два деда, две бабушки и три прабабушки, поэтому будет кому его баловать и он будет вправлен в паз времени…»

«ВСЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ… ВОЗНИКАЛИ ВО МНЕ ИЗ ЧУВСТВА ТАЙНЫ. ТО, ЧТО НЕ ВНУШАЕТ ЭТОГО ЧУВСТВА, НЕ ПОПАДАЕТ И В ПОЛЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ».

Мыслить отчетливо, делать осмысленно

Латинская поговорка гласит: Non multa, sed multum, «Не многое, а большое». Важно решить проблему, когда она появляется перед нами не в книге, а в жизни. Делайте все, что делаете, не для других, а для себя, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, чтобы ни одна минута жизни не утекала мимо вас без значения и содержания, призывал Флоренский. Кто делает кое-как, тот и говорит кое-как, а смазанное, непрочеканенное слово вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Не позволяйте себе мыслить небрежно. Быть отчетливым в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли.

Беречь дом и ценить близких

Лучшее лекарство от разочарований – ценить то, что имеешь. Прежде всего родной дом и своих близких. Можно увлекаться и восхищаться чужими людьми, но нельзя отдавать им то, в чем нуждаются твои родные и что только ты можешь им дать. Опасно прельщаться нарядным взамен существенного. А чужие люди неизбежно наряднее своих.

Флоренского арестовали, когда его старшие дети были подростками. Находясь в заключении, он боялся, что осиротевший без него дом дети променяют на ребяческие компании. Почти в каждом письме к старшей дочери он тактично пытается объяснить ей, что среди приятелей легко, но эта легкость есть легкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и ответственности. Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это – быть внимательным к дому, а не жить в нем, как в гостинице.

Об этом

  • Павел Флоренский Сочинения в 4 томах Мысль, 2000.
  • Павел Флоренский «Все думы – о вас. Письма семье из лагерей и тюрем» Сатис, 2004.
  • Николай Лосский «История русской философии» Академический проект, 2007.

Все статьи этого досье

Без рубрики .